ЕГЭ. История. Картографический практикум: тетрадь-тренажер

ЕГЭ. История. Картографический практикум: тетрадь-тренажер. Пособие посвящено четырём заданиям из первой части контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории, направленным на анализ исторической карты (схемы). Выполнение этих заданий вызывает, как правило, серьёзные проблемы. Суммарно эти задания могут принести вам 5 первичных баллов. Поэтому пренебрегать этим блоком заданий не следует. Стоит напомнить, что историческая карта отображает какой-либо прошлый период (эпоху) развития человеческого общества, исторические явления и события на какой-либо территории.

ЕГЭ. История. Картографический практикум: тетрадь-тренажер

Описание учебника

Что из перечисленного относится к преобразованиям, предложенным М.М. Сперанским? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) введение военно-полевых судов
2) разрешение выхода крестьян из общины
3) введение образовательного ценза для гражданских чинов
4) издание указа о престолонаследии
5) отмена практики приравнивания придворных званий к гражданским
6) учреждение Государственного совета вместо Непременного комитета
Ответ:
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) Наступательная операция немецко-фашистских войск в районе Курского плацдарма носила кодовое наименование_.
Б) Создателем наибольшего количества самолётов-истребителей периода Великой Отечественной войны являлся авиаконструктор_.
B) В 1985 г. Мурманск и Смоленск были удостоены высшей степени отличия — звания
Пропущенные элементы:
1) С.В. Ильюшин
2) «Фред ерику с»
3) «Город-герой»
4) «Цитадель»
5) А.С. Яковлев
6) «Город воинской славы»
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: .
А Б В

271
9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ
A) принятие первого пятилетнего плана Б) первый поход в Сибирь
B) война с Барской конфедерацией Г) основание Владимира-на-Клязьме
1) Екатерина II
2) Ярослав Мудрый
3) Владимир Мономах
4) И.В. Сталин
5) В.И. Ленин
6) Ермак Тимофеевич
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г

10. Прочтите отрывок из докладной записки и напишите фамилию руководителя республики, упомянутой в тексте.
«Партийные организации, органы Министерства Внутренних дел и Министерства Государственной безопасности, пограничные и внутренние войска МВД и войска Прикарпатского и Львовского военных округов с 1 января 1946 года провели значительную работу по дальнейшему разгрому остатков банд украинско-немецких националистов и их подполья.
В настоящее время обстановка в западных областях Украины несравненно улучшилась против обстановки 1945 г.
Особенно большие успехи достигнуты в период подготовки к выборам в Верховный Совет СССР.
В результате принятых мер, выборы в Верховный Совет СССР в западных областях Украины закончились полной победой блока коммунистов и беспартийных. Об этом свидетельствует участие в выборах 99,6% избирателей. Люди не только явились на избирательные участки, но и активно голосовали за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, отдав за них 99,8% своих голосов. Этим самым население западных областей Украины продемонстрировало свою преданность большевистской партии».
Ответ: _ .
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного
элемента.
Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
(А) Борьба Ярославичей за киевский престол (Б)

XVI в. Война со Швецией (В)
(Г) Ш) Правление Людовика XVI

XX в. (Е) Принятие Декларации о государственном суверенитете
272
Пропущенные элементы:
1) XVIII в.
2) XI в.
3) восстание Емельяна Пугачёва
4) Первый крестовый поход
5) разгром испанской Непобедимой армады
6) начало Столетней войны
7) царствование Николая I
8) Курская битва
9) отмена крепостного права
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е

Прочтите отрывок из исторического источника.
«В Петербурге ожидали этого дня с различными чувствами: иные — с восторженною ра-достию, другие — с каким-то страхом, а третьи — с затаённою злобой. Само правительство не чуждо было тревожного ожидания того момента, когда вдруг снимется узда с многих миллионов порабощённого народа. Поэтому заранее обсуждались и принимались всякие меры к предупреждению и укрощению ожидаемых беспорядков и волнений; были даже сделаны некоторые перемены в дислокации войск, в тех видах, чтобы повсеместно имелась под рукой военная сила. Местным начальствам даны были заблаговременно инструкции на случай нарушения спокойствия и порядка; определён был самый порядок объявления народу великой Царской милости одновременно по всей России. Для этого нужно было предварительно разослать во все концы Империи десятки тысяч экземпляров Манифеста, указов и Положений, — на что требовалось известное время после Высочайшего утверждения. Вот почему за два дня до 19-го февраля появилось объявление от петербургского военного генерал-губернатора генерал-адъютанта Павла Николаевича Игнатьева, что в этот день, вопреки ходившим в городе слухам, никаких распоряжений правительства по крестьянскому делу не будет. Повсеместное обнародование Манифеста было назначено на 6-е марта — первый день Великого Поста».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В данном отрывке речь идёт о Крестьянской реформе, начатой в 1861 г.
2) Речь идёт о реформе в системе образования.
3) Описываемые события происходили во времена правления Николая II.
4) Манифест, указы и положения, о которых говорится в источнике, были подписаны Императором Всероссийским, Царём Польским и Великим князем Финляндским, которого в народе прозвали Освободителем.
5) Автор отрывка занимал пост министра народного просвещения Российской империи.
6) Автор — военный министр, основной разработчик и проводник военной реформы 1860-х гг.
Ответ: .

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.
13. Напишите название битвы, события которой обозначены на схеме. Ответ: _ .
14. Назовите войну, сражения которой изображены на схеме. Ответ: _ .
15. Напишите имя царя, командовавшего русским войском.
Ответ: _ .
16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Войсками противника России руководил шведский король Карл XII.
2) Сражения разворачивались на территории нынешней Белоруссии.
3) Одним из участников изображённых на схеме событий был граф А.Д. Меншиков.
4) Итогом сражения было присоединение Тавриды.
5) По окончании данного сражения русский царь устроил в своих шатрах обед для победителей, куда пригласил пленных генералов и министров.
6) В состав войск противника России входили шведы, пруссаки и австрийцы.
Ответ: .

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
A) Остромирово Евангелие Б) картина «Купчиха за чаем»
B) «Букварь» Кариона Истомина
Г) «Тихий Дон»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Работы автора произведения были представлены в своё время во всемирно известной галерее Уффици во Флоренции.
2) В этом произведении отразились чаяния простого народа.
3) Оклад книги искусно отделан кожей и ювелирными украшениями.
4) Время возникновения произведения историки относят к середине XI в.
5) Произведение написано монахом Чудова монастыря.
6) За это произведение в 1965 г. М. Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Один из изображённых на картине — автор пьесы «На дне».
2) На картине изображены В.И. Ленин и писатель Александр Фадеев.
275
3) Место встречи деятелей, изображённых на картине, — дача в Успенском Московской области.
4) Картина выполнена в стиле социалистического реализма.
5) В настоящее время картина хранится в Эрмитаже.
Ответ:
19. Какие из архитектурных памятников, представленных ниже, были построены в том же веке, в котором происходили события, изображённые на картине? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Предложения интернет-магазинов