ЕГЭ. История. Трудные задания. Работа с картами

ЕГЭ. История. Трудные задания. Работа с картами. В пособии приведён подробный разбор выполнения заданий ЕГЭ по работе с исторической картой (схемой). Работа с исторической картой (схемой) предполагается в заданиях 13—15 контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории. Отбор заданий осуществлён на основе анализа результатов выполнения экзаменационных работ участниками ЕГЭ прошлых лет, подготовленного Федеральным институтом педагогических измерений. В пособии проанализированы типичные ошибки, возникающие при решении выбранных заданий.

ЕГЭ. История. Трудные задания. Работа с картами

Описание учебника

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.
13. Напишите имя князя, который осуществил походы, обозначенные на схеме. Ответ: _ ___ .
14. Напишите название государства, разгромленного в результате одного из походов, которые обозначены на схеме.
Ответ: _ .
15. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ: _ .
16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Князь, осуществивший походы, обозначенные на схеме, был прозван Александром Македонским Восточной Европы.
2) Во время одного из походов, обозначенных на схеме, князь, осуществивший их, принял христианство по восточному (православному) обряду.
3) После походов, обозначенных на схеме, князь, осуществивший их, вступил в войну с Болгарией.
4) Во время одного из походов, обозначенных на схеме, состоялась битва при Доро-столе.
5) Князь, осуществивший походы, обозначенные на схеме, погиб во время одного из них.
6) После гибели князя, осуществившего походы, обозначенные на схеме, Древнерусское государство пережило распрю между сыновьями этого князя — первую крупную междоусобицу в своей истории.
Ответ:
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
A) «Задонщина»
Б) храм Спаса на Крови
B) картина «Боярыня Морозова» Г) Дмитриевский собор
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Возведён на месте гибели правителя, известного как царь-Освободитель.
2) Сюжет произведения связан с событиями русской истории XVII в.
3) Возведён в память одного из сыновей князя Андрея Боголюбского.
4) Произведение древнерусской литературы конца XIV — начала XV в.
5) Сюжет произведения связан с событиями русской истории XVI в.
6) Шедевр владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: .
А Б В Г243
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19-
18. Какие суждения о здании, изображённом на почтовой марке, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Здание построено в первой половине XIX в.
2) Здание построено в последней четверти XVIII в.
3) Здание выдержано в формах русской архитектуры XVI в.
4) Здание было разрушено в конце 1920-х гг. и восстановлено в начале 1990-х гг.
5) Здание находится на Красной площади в Москве.
Ответ:
19.
Какие из памятников, представленных ниже, были возведены в том же веке, что и здание, изображённое на марке? В ответе запишите две цифры, под которыми эти памятники указаны.
1) 2) А
244
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
ИЗ ДОКЛАДА И.В. СТАЛИНА НА XVIII СЪЕЗДЕ ВКП(б)
«Характерная черта новой империалистической войны состоит в том, что она не стала ещё всеобщей, мировой войной. Войну ведут государства-агрессоры, всячески ущемляя интересы неагрессивных государств, прежде всего Англии, Франции, США, а последние пятятся назад и отступают, давая агрессорам уступку за уступкой.
Таким образом, на наших глазах происходит открытый передел мира и сфер влияния за счёт интересов неагрессивных государств без каких-либо попыток отпора и даже при некотором попустительстве со стороны последних.
Невероятно, но факт.
Чем объяснить такой однобокий и странный характер новой империалистической войны?
Как могло случиться, что неагрессивные страны, располагающие громадными возможностями, так легко и без отпора отказались от своих позиций и своих обязательств в угоду агрессорам?
Не объясняется ли это слабостью неагрессивных государств? Конечно, нет! Неагрессивные, демократические государства, взятые вместе, бесспорно сильнее фашистских государств и в экономическом и в военном отношении.
245
Чем же объяснить в таком случае систематические уступки этих государств агрессорам?
Это можно было бы объяснить, например, чувством боязни перед революцией, которая может разыграться, если неагрессивные государства вступят в войну и война примет мировой характер. Буржуазные политики, конечно, знают, что первая мировая империалистическая война дала победу революции в одной из самых больших стран. Они боятся, что вторая мировая империалистическая война может повести также к победе революции в одной или в нескольких странах.
Но это сейчас не единственная и даже не главная причина. Главная причина состоит в отказе большинства неагрессивных стран, и прежде всего Англии и Франции, от политики коллективного отпора агрессорам, в переходе их на позицию невмешательства, на позицию «нейтралитета».
Формально политику невмешательства можно было бы охарактеризовать таким образом: «пусть каждая страна защищается от агрессоров, как хочет и как может, наше дело — сторона, мы будем торговать и с агрессорами и с их жертвами». На деле, однако, политика невмешательства означает попустительство агрессии, развязывание войны, следовательно, превращение её в мировую войну».
20. Укажите дату (год) проведения XVIII съезда ВКП(б). Назовите государства-агрессоры, подразумеваемые докладчиком. Укажите название европейской страны, в которой завершалась в это время гражданская война и для которой влияние «политики невмешательства» стало одной из причин падения республики и установления националистической диктатуры.
21. Какие причины попустительства государствам-агрессорам называет докладчик? Укажите не менее трёх причин.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
22. Назовите организацию, учреждённую после Первой мировой войны в целях обеспечения международной безопасности. Привлекая исторические знания, укажите, к каким последствиям привёл отказ от политики коллективного отпора государствам-агрессорам. Укажите не менее трёх последствий.
23. Император Пётр III проводил ярко выраженную продворянскую политику. Однако его правление продолжалось только полгода, а потом он был свергнут в результате дворцового переворота и убит. Какие обстоятельства привели к столь быстрому падению власти Петра III? Укажите не менее трёх обстоятельств.
24. По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Ликвидация Новгород ско-псковского вечевого строя имела серьёзные последствия для развития отечественной государственности».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
246
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории
России:
1) 1132-1223 гг.; 2) февраль 1725 г. — июнь 1762 г.; 3) октябрь 1964 г. — март 1985 г.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)._
— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.
247
ВАРИАНТ 25
Часть 1
Ответом к заданиям 1-19 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Крымская война
2) Манифест о вольности дворянства
3) Гражданская война в США
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
A) Ям-Запольское перемирие с Польшей Б) Потсдамская конференция
B) Портсмутский мирный договор с Японией Г) восстание смердов в Киеве
ГОДЫ
1) 1157 г.
2) 1176-1212 гг.
3) 1582 г.
4) 1707 г.
5) 1905 г.
6) 1945 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г

Предложения интернет-магазинов