ЕГЭ 2019. История. Тренажёр. Задание 25: Историческое сочинение

ЕГЭ 2019. История. Тренажёр по истории ориентирован на подготовку учащихся старших классов и выпускников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Пособие посвящено проблемам выполнения одного из самых сложных заданий ЕГЭ по истории — задания 25 (исторического сочинения). Оно содержит разбор семи критериев оценивания и подробный алгоритм написания исторического сочинения, соответствующего этим критериям, а также практические рекомендации, которые гарантируют успешное выполнение задания 25. Пособие предназначено преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся старших классов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по истории.

ЕГЭ 2019. История. Тренажёр. Задание 25: Историческое сочинение

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
1. История появления задания 25 в ЕГЭ по истории (тем, кто готовит выпускников к экзамену) 6
2. Что представляет собой задание 25 в экзаменационной работе по истории 9
3. Методические рекомендации по выполнению задания 25 15
4. Примеры выполнения задания 25 с комментариями 28
5. Возможные варианты периодов для исторического сочинения 41
6. Подготовка к сочинению: практические советы 46Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) События, о которых идёт речь, произошли в октябре 1917 г.
2) Лидерами партии левых эсеров были М.А. Спиридонова и Б.Д. Камков.
3) Причиной разрыва между левыми эсерами и большевиками стало заключение Брестского мирного договора.
4) Представительный орган, о работе которого идёт речь, действовал в Москве.
5) Разгон этого представительного органа стал одной из главных причин начала Гражданской войны в России.
6) Представительный орган, о работе которого идёт речь, действовал в течение нескольких недель.
Ответ: .
325
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.
Тифлисєг* іуДЕВЕЛЬ ^ КАВКАЗС кхалкалыки АРМИ5
,ЛОЙИС
AHATOJ
сандрополь
АРМИЯ ^
їриваньУ
Игдыр

ФАИК-ПАША
М О Р Е
13. Напишите имя государя, который правил в России в то время, когда происходили события, обозначенные на схеме.
Ответ: _ .
14. Укажите обозначенную на схеме фамилию русского военачальника, который получил известность и как видный государственный деятель.
Ответ: _ .
15. Укажите обозначенное на карте название крепости, которую Россия по итогам данной войны была вынуждена возвратить стране-противнику.
Ответ: _ .
16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Боевые действия, обозначенные на схеме, происходили во второй половине XVIII в.
2) На схеме представлен основной театр боевых действий, шедших в течение данной войны.
326
3) Предварительные итоги данной войны были оформлены Сан-Стефанским мирным договором.
4) Итоги войны, с которой связаны боевые действия, обозначенные на схеме, были подведены при посредничестве канцлера Германской империи О. фон Бисмарка.
5) Данная война состоялась в правление императора Николая I.
6) В результате данной войны крепости Каре и Ардаган, обозначенные на схеме, вошли в состав Российской империи.
Ответ:
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
A) Сенатский дворец в Московском Кремле
Б) роман «Цусима»
B) монумент «Тысячелетие России»
Г) поэма «Медный всадник»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Памятник установлен в Великом Новгороде.
2) Сюжет произведения связан с событием 1824 г.
3) Автор произведения был непосредственным участником описываемых событий.
4) Автор проекта — М.Ф. Казаков.
5) Памятник установлен в Санкт-Петербурге.
6) Автор проекта — В.И. Баженов. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
327
18. Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения
из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В правление царя, изображённого на марке, в России была введена рекрутская повинность.
2) Картина, изображённая на марке, написана в начале XX в.
3) В правление царя, изображённого на марке, в России были отменены внутренние таможенные пошлины.
4) Противостояние персонажей картины, изображённой на марке, завершилось осуждением и гибелью одного из них.
5) Автор данной картины — В.И. Суриков.
Ответ:
19. Кто из русских военачальников являлся современником персонажей, изображённых на марке? В ответе запишите две цифры, под которыми эти военачальники указаны.
2)
4)
Ш
у
А *
«Г
Уг
‘ г
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
328
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ N3 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС
«У нас наметилась тенденция к замедлению темпов экономического роста. Большие недостатки имеются в капитальном строительстве. Слишком медленно увеличивается производительность труда, эффективность общественного производства. Эти и другие моменты вызывают серьёзное напряжение при реализации народнохозяйственных планов и мер по повышению жизненного уровня советских людей.
Но дело не только в том, чтобы назвать трудности. В.И. Ленин подчёркивал, что «нам надо вести речь не просто о том, что было за отчётный период, но о том, какие за отчётный период получились политические уроки — основные, коренные, чтобы свою политику на ближайший год определить верно, чтобы кое-чему за год научиться». А для этого надо не только указать на недостатки и трудности, но и правильно определить и проанализировать их причины.
Многие из них, как все мы хорошо понимаем, являются объективными. Их было немало. Известно, в частности, что истёкшие годы принесли целый ряд осложнений в международной обстановке. Это — агрессия США во Вьетнаме, война на Ближнем Востоке, обострение отношений с Китаем, серьёзные трудности, с которыми столкнулся социализм в Чехословакии. Вы знаете, что все эти события были не только политическим испытанием для нашей страны, но и возложили немалую и к тому же, конечно, не предусмотренную планами дополнительную нагрузку на советскую экономику.
Все вы понимаете, товарищи, что уклониться от такого рода расходов мы не могли — и не только потому, что это значило бы уклониться от выполнения своего революционного интернационального долга. Всё это также дела, непосредственно затрагивающие государственные интересы нашей страны, национальные интересы советского народа. Если бы мы не помогли дать отпор проискам империализма в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, это вдохновило бы американцев и их союзников на новые агрессивные акции уже где-то поближе к нашим границам. Если бы мы не приняли меры для укрепления своих восточных рубежей, китайские деятели шли бы всё дальше по пути вооружённых провокаций. Если бы мы не сорвали планы контрреволюции в Чехословакии, войска НАТО скоро оказались бы непосредственно у наших западных границ».
20. Назовите фамилию докладчика. Укажите годы его пребывания в должности Генерального секретаря ЦК КПСС. Укажите десятилетие, к которому относятся события, упоминаемые докладчиком.
21. Какие осложнения в международной обстановке, объективно сказавшиеся на состоянии советской экономики, названы докладчиком? Укажите не менее трёх осложнений.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
329
22. Назовите принцип управления экономикой, к которому советское руководство предпочло вернуться в данный период. Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх достижений проводившейся в это время экономической реформы.
23. Правление императрицы Екатерины II, несмотря на всю его противоречивость, известно в истории России как эпоха просвещённого абсолютизма. Приведите не менее трёх аргументов, говорящих в пользу этого определения.
24. По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Русско-японская война завершилась для России полномасштабным проигрышем».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) …
Аргументы в опровержение: 1) … 2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 945-988 гг.; 2) 4 октября 1853 г. — 18 марта 1856 г.; 3) 10 ноября 1982 г. — 25 декабря 1991 г.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Предложения интернет-магазинов