ЕГЭ 2020. Биология. Эксперт. Каменский А.А. и др.

ЕГЭ 2020. Биология. Эксперт. Пособие содержит весь необходимый материал для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по биологии. Пособие написано в соответствии со спецификацией ЕГЭ по биологии. В издание входят: • инструкции по выполнению экзаменационной работы и заполнению бланков; • краткий теоретический курс; • вариант экзаменационной работы с подробным разбором заданий; • примеры выполнения заданий части 2; • 19 вариантов типовой экзаменационной работы. Пособие позволит выпускникам подготовиться к экзамену, не обращаясь к дополнительной литературе. Оно рассчитано на подготовку в течение учебного года, также может быть использовано, когда нужно оперативно повторить материал перед экзаменом.

ЕГЭ 2020. Биология. Эксперт. Каменский А.А. и др.

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Инструкция по выполнению работы 6
Краткий теоретический справочник 7
Основные признаки живого 7
История развития эволюционных идей. Оценка работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина , 8
Вид, его критерии. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения , 11
Наследственная изменчивость как движущая сила эволюции 13
Естественный отбор — направляющий фактор эволюции 15
Борьба за существование — предпосылка естественного отбора. Формы борьбы за существование 17
Приспособленность организмов как результат эволюции .18
Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов 19
Основные ароморфозы в эволюции растений 21
Основные ароморфозы в эволюции позвоночных животных 23
Доказательства происхождения человека от животных 24
Экологические факторы, их характеристики и влияние на организмы 26
Биотические связи: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз 27
Понятие об экосистемах. Цепи питания 28
Функциональные группы организмов в экосистеме, их роль 29
Причины устойчивости экосистем, их смена. Антропогенные изменения экосистем 31
Многообразие видов в природе. Сохранение видового разнообразия как основа устойчивого развития биосферы 33
Искусственные сообщества — агроэкосистемы, роль человека в них 35
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем 36
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере 36
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере (на примере круговорота углерода или других элементов) 38
Роль живых организмов в биосфере. Влияние человека на биосферу 41
Уровни организации живой природы 44
Прокариотические организмы, их характеристика 48
Вирусы, их строение. Вирусы — возбудители опасных заболеваний 50
Развитие знаний о клетке. Основные положения клеточной теории 51
Основные компоненты клетки, их функции 52
Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки 56
Нуклеиновые кислоты, их виды и функции в организме 57
Углеводы и липиды, их функции в организме 59
Обмен веществ и превращение энергии как свойство организмов. Роль ферментов и АТФ в обмене 61
Энергетический обмен в клетке, роль митохондрий в нем -…65
Фотосинтез, его значение. Космическая роль зеленых растений 67
Понятие о гене. Генетический код, его свойства 69
Деление клетки — основа роста, развития и разложения организмов. Митоз 70
Образование половых клеток у животных. Мейоз 71

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К железам внешней секреции относят
]) гипофиз 4) надпочечники
2) слюнные железы 5) потовые железы
3) щитовидную железу 6) сальные и молочные железы
Ответ:
13. Установите соответствие между характеристикой и видом обмена веществ.
Характеристика обмена веществ Вид обмена
A) в процессе участвуют митохондрии Б) из глюкозы образуется гликоген B) белок расщепляется до аминокислот Г) энергия запасается Д) вещества окисляются Е) происходит синтез белка 1) энергетический 2) пластический
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г д Е

14. Установите последовательность соединения костей скелета нижней конечности, начиная с пояса нижних конечностей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) фаланги пальцев
2) тазовые кости
3) большеберцовая кость и малоберцовая кость
4) кости предплюсны и плюсны
5) бедренная кость
Ответ:
15. Известно, что пшеница — травянистое однолетнее растение — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
265
1) Однолетнее травянистое растение 30-150 см высотой.
2) Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является +3 °С.
3) По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза — 177,4 млн га, на третьем рис — 163,2 млн га).
4) Цветки пшеницы мелкие, невзрачные, ветроопыляемые.
5) Соцветие пшеницы — сложный колос.
6) Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.
Ответ:
16. Установите соответствие между явлением живой природы и эволюционным путем развития, которому оно соответствует.
Явление Эволюционный путь
A) возникновение клеточного дыхания Б) развитие ласту морских ластоногих B) возникновение различной формы клюва у птиц Г) появление легочного дыхания у земноводных Д) появление различной окраски шерсти у млекопитающих Е) Появление полового процесса 1) ароморфоз 2) идиоадаптация
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е

17. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К ароморфозам относятся следующие явления:
1) появление рога у носорога
2) возникновение процесса фотосинтеза
3) появление многоклеточное™
266
4) способность к эхолокации у летучих мышей
5) появление дыхательной системы
6) недоразвитие глаз у кротов и слепышей
Ответ:
18. Установите соответствие между организмами и функциональной группой биогеоценоза, к которой их относят.
Организмы Функциональная группа
A) серобактерии Б) простейшие B) железобактерии Г) плоские черви Д) травоядные животные Е) цианобактерии 1) продуценты 2) консументы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е

19. Установите последовательность эволюционных процессов и явлений в ходе видообразования. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) борьба за существование
2) естественный отбор
3) противоречие между неограниченным размножением и ограниченными жизненными ресурсами
4) возникновение различных способов приспособления к условиям окружающей среды
5) образование новых видов
Ответ:
20. Проанализируйте таблицу «Типы плодов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
267
Типы плодов
Название плода Особенности строения Примеры растений
(А) Односемянный сухой плод. Пленчатый околоплодник срастается с семенем Овес, рис, пырей
Костянка (Б) Вишня, персик, миндаль
Тыквина Сочный многосемянный плод, наружный слой околоплодника деревянистый (В)
Список терминов
1) зерновка
2) айва, яблоня, груша
3) семянки и орешки с крыловидным выростом
4) плод односемянный, сочный и с одревесневшим внутренним слоем околоплодника
5) мак, белена, гвоздика
6) семена лежат в пленчатых сухих камерах
7) огурец, арбуз, кабачок
Запишите в таблицу цифры выбранных терминов под соответствующими буквами.
А Б В

21. Изучите таблицу «Размеры яйцеклеток животных».
Выберите правильные утверждения, которые можно сформулировать на основании полученных результатов.
Размеры яйцеклеток животных
Организмы Размеры яйцеклеток (в мм)
Аскарида 0,04
Моллюски, иглокожие 1,4
Лососевые рыбы 6-9
Лягушка 1,5
Крокодил 50
Курица 30
Страус 80
268
Организмы Размеры яйцеклеток (в мм)
Кошка 0,13
Корова 0,15
Человек 0,1
Утверждения:
1) Самая маленькая яйцеклетка у человека.
2) Самая большая яйцеклетка у страуса.
3) Яйцеклетка курицы больше, чем у крокодила.
4) Самая мелкая яйцеклетка у аскариды.
5) Яйцеклетка коровы меньше, чем яйцеклетка кошки. Запишите в ответе номера выбранных утверждений. Ответ
®Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией па выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания._
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (22-28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво._
22. Какое значение имеют пчелы в природе и жизни человека?
23. Какой орган изображен на рисунке? Какое строение он имеет? Какие функции он выполняет?

Предложения интернет-магазинов