ЕГЭ 2020. Биология. 100 баллов. Каменский А.А. и др.

ЕГЭ 2020. Биология. 100 баллов. Предлагаемое пособие содержит теоретический материал и варианты экзаменационных заданий для самостоятельной подготовки к Единому государственному экзамену по биологии. Все задания сопровождаются ответами и комментариями. Книга рассчитана на выпускников средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, может быть использована для подготовки к экзамену в вуз, а также окажет помощь преподавателям биологии.

ЕГЭ 2020. Биология. 100 баллов. Каменский А.А. и др.

Описание учебника

РАЗДЕЛ III. Человек и его здоровье 224
Общий обзор организма человека. Органы и системы органов.
Краткие сведения о строении и функциях эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей 224
Опорно-двигательная система человека. Строение костей, соединения костей. Скелет человека, отделы скелета 228
Мышцы человека, их строение и функции. Поперечно-полосатые мышцы. Гладкие мышцы Задания 235
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Борьба с эпидемиями 238
Задания 245
Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Нервная и гуморальная регуляция сердца 248
Задания 253
Дыхание. Органы дыхания, их строение и функции. Гуморальная и нервная регуляция дыхания 256
Задания 260
Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение органов пищеварения и процесс пищеварения и всасывания в разных отделах пищеварительного тракта; роль пищеварительных желез.
Нервно-гуморальная регуляция пищеварения 263
Задания 267
Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен — две стороны единого процесса обмена веществ. Витамины и их значение для организма 271
Задания 279
Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ 282
Кожа: строение и функции. Роль кожи в регуляции теплоотдачи 285
Задания 286
Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме 290
Размножение и развитие человеческого организма. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека 294
Задания 298
Значение нервной системы. Понятие о рефлексе 301
Спинной мозг 301
Строение и функции отделов головного мозга 303
Вегетативная нервная система 309
Задания 310
Органы чувств. Анализаторы 314
Задания 319
Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Бодрствование и сон. Сознание и мышление 323
Задания 327
РАЗДЕЛ IV. Общая биология 332
Додарвиновский период развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания 332
Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции. Понятие сорта растений и породы животных 334
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции 336
Задания 337
Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности. Микроэволюция. Видообразование 342
Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация 346
Задания 348
Возникновение жизни на Земле. Развитие органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру 352
Задания 356
Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества 359
Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство 361
Задания 363
Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество и его функции 367
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере 369
Задания 372
Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. Фотопериодизм. Деятельность человека как экологический фактор 375
Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы 380
Задания 381
Популяции. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования 385
Вид, его экологическая характеристика 388
Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов 388
Агроценозы 395
Задания 396
Клеточная теория 400
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица живого. Особенности строения клеток прокариот и эукариот 400
Вирусы. Особенности их строения и жизнедеятельности 402
Задания 402
Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов 406
Задания 412
Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества, их роль в клетке. Самоудвоение ДНК 416
Задания 420
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Значение АТФ в энергетическом обмене 423
Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез 426
Задания 428
Биосинтез белка 432
Задания 434
Деление клетки и его значение. Митоз 437
Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение 438
Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриональное развитие 442

4. Сколько пар нервов отходит от спинного мозга?
Ответ: 31 пара.
5. Какова функция корешков спинного мозга?
Ответ: Через задние, чувствительные, корешки возбуждение от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, внутренних органов передается в спинной мозг. Передние (двигательные) корешки передают возбуждение от спинного мозга к органам.
6. Какие отделы тела регулируются спинным мозгом?
Ответ: Спинной мозг и нервы, отходящие от него, иннервируют всю скелетную мускулатуру (кроме мышц головы), в спинном мозге находятся центры мочеиспускания, дефекации, половой деятельности.
7. Изменялись ли строение и функции спинного мозга в процессе эволюции?
Ответ: Да, изменялись. Развитие спинного мозга шло параллельно и взаимосвязанно с развитием головного мозга. В связи с этим возникло разделение спинного мозга на отделы, четче обозначились серое и белое вещества, появились дополнительные проводящие пути. Функции этого мозга стали контролироваться высшими отделами ЦНС.
Спорангий (от греч. spora — посев и angeion — сосуд, вместилище), одноклеточный или многоклеточный орган в котором образуются споры.
Вопросы учителя и ответы на них
1. Как выглядит спорангий у моховидных, а как у папоротниковых?
Ответ: у мхов спорангий — это коробочка со спорами, у папоротниковых спорангии образуют сорусы или сросшиеся синангии на нижней стороне листа.
2. Что вырастает из споры у мхов и папоротников?
Ответ: У мхов из споры вырастает сначала протонема, а затем листостебельное растение — гаметофит.
205
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
У папоротников из споры образуется предросток и заросток.
3. Каким набором хромосом обладает спора и почему?
Ответ: Споры гаплоидны, т.к. образуются в результате мейоза из зиготы у низших водорослей или из материнских клеток спорангия у высших споровых растений.
Споровые растения, группа растений, размножающихся и распространяющихся, главным образом, спорами, которые образуются бесполым и половым путями.
Вопросы учителя и ответы на них
1. Назовите группы споровых растений.
Ответ: К споровым растениям относятся водоросли, моховидные, хвощи, плауны, папоротники.
2. Чем отличаются высшие споровые растения от низших?
Ответ: Таких отличий много, но основным является отличие в циклах развития, в преобладании одного поколения над другим. У низших споровых растений преобладает гаплоидное поколение, развивающееся из споры. У зеленых водорослей это таллом. Однако, у бурой водоросли — ламинарии, таллом представлен доминирующим спорофитом. У мхов гаметофит — это лис-тостебельное растение, развивающееся из гаплоидной споры. У папоротниковых гаметофит постепенно редуцировался (уменьшался в размерах) до заростка. У голосеменных и покрытосеменных растений абсолютное преимущество в цикле развития получило диплоидное поколение — спорофит, т.е. само растение — дерево, трава, куст и т.д.
Спорофит (от греч. spora — посев и phyton — растение), бесполое поколение растений, жизненный цикл которых проходит с ритмическим чередованием половой и бесполой фаз (поколений); продуцирует споры.
206
Споры
Вопросы учителя и ответы на них
1. Почему спорофит называют бесполым поколением?
Ответ: Дело в том, что на спорофите формируются органы бесполого размножения — спорангии, а в них образуются споры.
3. Как образуется спорофит?
Ответ: Спорофит образуется после оплодотворения из зиготы, делящейся митозом.
4. Чем представлен спорофит у мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений?
Ответ: У мхов спорофит — это коробочка со спорами, у остальных растений — это само растение — папоротник, сосна. береза и т.д.
Споры (от греч. spora — сеяние, посев, семя), 1) специализированные клетки бактерий, грибов и растений, служащие для размножения и расселения. Возникают путем митоза (митоспоры, у грибов и одноклеточных водорослей при бесполом размножении) или мейоза (мейоспоры, у водорослей и всех высших растений). 2) у паразитических простейших класса споровиков — одно- или многоклеточные образования, окруженные плотной оболочкой.
Вопросы учителя и ответы на них
1. Каковы размеры и форма спор?
Ответ: Размеры спор от 3 до 50 мкм, иногда до 200 мкм. Форма различна — овальная, цилиндрическая, шаровидная.
2. Способны ли споры к передвижению?
Ответ: Да, споры низших растений имеют жгутики и называются зооспорами. Зооспоры способны к передвижению.
3. Какова функция спор у бактерий?
Ответ: Споры бактерий — это приспособление к неблагоприятным условиям среды и распространению.
207
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Бактериальные споры могут сохранять жизнеспособность десятки лет, устойчивы к действию высоких температур, радиации, растворителям и другим влияниям. Из спор вырастают новые бактериальные клетки.
Стабилизирующий отбор, форма естественного отбора, сохраняющая благоприятные признаки в постоянных условиях окружающей среды.
Вопросы учителя и ответы на них
1. Какие особи в популяции отсеиваются, а какие сохраняются стабилизирующим отбором?
Ответ: Стабилизирующий отбор отсеивает особей, обладающих фенотипически проявившимися отклонениями от средней нормы выраженности признака. Он сохраняет особей со средними значениями проявления признака.
2. Приведите пример действия стабилизирующего отбора.
Ответ: Примером являются бактерии термальных источников, островные птицы, имеющие среднюю длину крыльев.
Стволовые клетки, недифференцированные (незрелые) клетки, имеющиеся у многих видов многоклеточных организмов. Стволовые клетки способны самообновляться, образуя новые стволовые клетки, делиться посредством митоза и дифференцироваться в специализированные клетки, то есть превращаться в клетки различных органов и тканей.
Стебель, осевая часть побега растений, состоящая из узлов и междоузлий.
Вопросы учителя и ответы на них
1. Что находится в узлах стебля?
Ответ: В узлах стебля находятся вегетативные почки.
208
Стробил
2. Какие функции выполняет стебель?
Ответ: Стебель выполняет опорную, проводящую, запасающую, репродуктивную и фотосинтезирующую (молодые стебли) функции. Стебель обеспечивает рост растений в высоту и толщину.
3. Каким образом стебель выполняет свои функции?
Ответ: Опорная функция обеспечивается механическими тканями стебля, проводящие ткани транспортирую питательные вещества по растению. В стеблях древесных растений, корневищах, луковицах и клубнях откладываются запасные органические вещества. Части стебля — черенки, почки, глазки, служат органами вегетативного размножения. Верхушечные почки обеспечивают рост стебля в высоту, а камбий — в толщину. Наличие хлорофилла в стеблях травянистых растений и в молодых побегах деревьев позволяет им фотосинте-зировать.
4. Почему по стволам деревьев вода может подняться на высоту в несколько десятков метров.
Ответ: Это связано с капиллярными свойствами воды — способностью ее молекул слипаться друг с другом и со стенками сосудов стебля. Корневое давление, транспирация листьями создают условия для подъема воды на очень большие высоты — до 100 м.
Стробил, сосновая или еловая шишка, орган размножения плаунов, хвощей и голосеменных растений. Представляет собой систему видоизмененных укороченных побегов с листьями — спорофиллами.
Сустав (от лат. articulatio), структура, обеспечивающая подвижное сочленение костей позвоночных.
Вопросы учителя и ответы на них
1. Чем образованы суставы?
Ответ: Суставы бывают простые и сложные. Простые суставы образованы двумя костями, сложные — несколькими.
209
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
2. Какова роль суставной сумки и суставной жидкости?
Ответ: Суставная сумка образована соединительной тканью и покрывает сустав, фиксируя образующие его кости относительно друг друга. Суставная жидкость уменьшает трение поверхностей сустава.
3. Какие типы суставов известны?
Ответ: суставы различаются по степени подвижности: подвижные, полуподвижные, малоподвижные. По форме суставы бывают шаровидные, эллипсовидные, седловидные, блоковые.

Предложения интернет-магазинов