История России. Даты и события, причины и следствия. Справочник для подготовки к ЕГЭ

История России. Справочник для подготовки к ЕГЭ содержит информацию о важнейших явлениях русской истории: революциях и реформах, войнах и мирных договорах, общественных системах и политических организациях, органах власти и руководителях государства, литературных сочинениях и географических открытиях, выдающихся писателях и учёных. Справочник составлен на основе многолетнего преподавательского опыта, полученного автором во Всероссийской заочной многопредметной школе и в Школе молодого предпринимателя при экономическом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

История России. Даты и события, причины и следствия. Справочник для подготовки к ЕГЭ

Описание учебника

Содержание
Политические системы 4
Социально-экономические системы 6
Социальные группы
Титулы и должности правителей государства 11
Правители Российского государства 13
Высшие коллегиальные органы власти 19
Территориальные, административно-территориальные образования 22
Органы политического сыска 24
Политические общества, партии, фракции, общественно-политические движения 26
Земельные отношения, землевладение, землепользование 34
Денежные единицы 36
Реформы 37
Государственные реформы 37
Социально-экономические реформы 46
Религиозно-церковные реформы 55
Военные реформы 58
Культурно-просветительские реформы 61
Дворцовые перевороты 65
Революции 68
Гражданские войны 75
Восстания 82
Войны, сражения, международные соглашения 89
Экономическое развитие и научно-технические достижения 117
Географические открытия и великие путешествия 120
Литературно-политические, публицистические сочинения 122
Российские, советские ученые, писатели, общественные деятели —
лауреаты Нобелевской премии 126СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ИСТОРИИ
Часть 1
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово (словосочетание), последовательность цифр.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 4, 10, 13-15, 18, 19 оценивается
1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5-9, 12, 16, 17 оценивается
2 баллами; если допущена одна ошибка, — 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует, — 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка, — 2 баллами; если допущено две-три ошибки, — 1 баллом; если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует, — 0 баллов.
Часть 2
Указания по оцениванию заданий 24 и 25.
24.
Указания по оцениванию Баллы
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки 4
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки 3
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки 2
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки 1
Приведен только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 4
25. В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
331
— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;
— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1-К7 выставляется О баллов).
Критерии оценивания Баллы
Указание событий (явлений, процессов) 2
К1 Правильно указаны два события (явления, процесса) 2
Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0
Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории 2
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России 2
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием ее конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)) 1
К2 Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы 0
332
Критерии оценивания Баллы
Причинно-следственные связи По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2 2
КЗ Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период 2
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период 1
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны 0
Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России 1
Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков 1
К4 Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана 0
Использование исторической терминологии 1
При изложении корректно использована историческая терминология 1
К5 Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы 0
Наличие фактических ошибок. 1, 2 или 3 балла по критерию Кб может быть выставлено только в случае, если по критериям К1—К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов 3
Кб В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3
Допущена одна фактическая ошибка 2
Допущено две фактические ошибки 1
Допущены три или более фактические ошибки 0
К7 Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1—К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов 1
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0
Максимальный балл 12
333
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Ро-собрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)
«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…>
В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения:
1) расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами за выполнение любого из заданий 20-24, составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания (из заданий 20-24), которые вызвали столь существенное расхождение;
2) расхождение между суммами баллов, выставленных двумя экспертами за задание 25 по всем (семи) позициям оценивания данного задания, составляет 5 или более баллов. В этом случае третий эксперт выставляет баллы по всем семи позициям оценивания задания 25;
3) расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами при оценивании ответа на задание 25 по любому из критериев К1-КЗ, Кб составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы по всем критериям оценивания задания 25;
4) расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, выявлены по любым четырём или более позициям оценивания ответа на задание 25. В этом случае третий эксперт выставляет баллы по всем позициям оценивания задания 25.

Предложения интернет-магазинов