История России на ЕГЭ. Аргументы «за» и «против»

История России на ЕГЭ. Аргументы «за» и «против». В предлагаемом учебном пособии представлены тренировочные задания ЕГЭ высокого уровня сложности части 2. Задания предполагают анализ исторических версий и оценок, аргументацию различных точек зрения с привлечением знаний курса. Пособие предназначено для подготовки учащихся общеобразовательных школ к ЕГЭ, для студентов колледжей и вузов к экзаменам по истории России, и для преподавателей. Предлагаемый материал также поможет при подготовке к урокам и практическим занятиям.

История России на ЕГЭ. Аргументы «за» и «против»

Описание учебника

Содержание
Предисловие 3
Примерные задания 22
I. Древность и Средневековье 22
II. Новое время 28
III. Новейшее время 48
Ответы — 58
I. Древность и Средневековье 58
II. Новое время 69
III. Новейшее время 115
Хронология истории России 138
Хронология всемирной истории 149
Литература. 155
Интернет-ресурсы 157

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «21-го августа неприятель опять сделал взрыв против 4-го бастиона. Работы его подвинулись весьма близко: от рва Малахова кургана он в шагах сорока, не более. С нашей стороны напрягают все усилия, чтобы разбивать неприятельские подступы и батареи. С 22-го на 23-е снова выстрелом с 3-го бастиона взорван погреб на одной из неприятельских батарей… В эту же ночь французы бросились на наши ложементы под Малаховым курганом, но были отбиты. Вслед за неудачей этой неприятель с особенной силой открыл огонь по Малахову… [Наши укрепления] осыпались, а открытая, с рассветом, пушечная канонада залпами — обвалила амбразуры и вообще бруствер. Больших усилий и жертв стоило исправление этих повреждений при том сильном огне, какой в эти дни на Севастополь был направлен».
Б) «…25-го августа армия французская находилась в виду нашей и построила пред своим фрунтом несколько укреплений, на правом же ее крыле замечены были разные движения, скрытые от нас лесами, почему и можно было предположить, что намерение Наполеона состояло в том, чтоб напасть на левое наше крыло и потом, продолжая движение по Старой Смоленской дороге, совершенно отрезать нас от Можайска».
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
1) Война, о событиях которой говорится в тексте, началась при императоре Николае I.
2) К периоду войны, о событиях которой говорится в тексте, относится сражение под Малоярославцем.
3) Война, о событиях которой говорится в тексте, закончилась победой России.
4) Участником войны, о событиях которой говорится в тексте, был А.В. Суворов.
5) Одним из результатов войны, о событиях которой говорится в тексте, стала нейтрализация Черного моря.
6) Российский император, при котором началась война, о событиях которой говорится в тексте, погиб в результате дворцового переворота.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
ФРАГМЕНТ А ФРАГМЕНТ Б

19. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Ст. 38. Гласные избираются на три года в сроки, назначаемые министром внутренних дел по особому расписанию губерний… Ст. 46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих в нем лиц… Ст. 51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года…»
62
«Ст. 4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает. 5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна.
7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой».
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
1) Император, при котором был издан данный документ, — Александр I.
2) Издание данного документа относится к 1860-м гг.
3) Издание данного документа относится к периоду Первой российской революции.
4) При императоре, издавшем данный документ, в России было отменено крепостное право.
5) Одним из инициаторов преобразований, отраженных в документе, был С.Ю. Витте.
6) Документ был издан в период очередной русско-турецкой войны.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФРАГМЕНТ А ФРАГМЕНТ Б

20. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Национализация земли представляется правительству гибельною для страны, а проект партии Народной свободы, то есть полуэкспроприация, полунационализация в конечном выводе, по нашему мнению, приведет к тем же результатам, как и предложения левых партий. Где же выход?.. Цель у правительства вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение… Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину… укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность… Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»
Б) «Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
1) Реформа, к проведению которой относится данная речь, была осуществлена в 1861 г.
2) Данная речь была произнесена М.М. Сперанским.
3) Данная речь была произнесена императором Александром И.
63
4) Орган государственной власти, к которому была обращена данная речь, был создан при
Петре I.
5) Реформа, к которой относится данная речь, проводилась П.А. Столыпиным.
6) Реформа, к проведению которой относится данная речь, начала осуществляться в период Первой российской революции.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
ФРАГМЕНТ А ФРАГМЕНТ Б

21. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Революционеры добились-таки своего — кровь пролилась, они теперь будут выезжать на этом коньке… Стачка, начавшаяся мирно и законно, вчера уж приняла насильственный характер, тех рабочих, которые совсем и не думали о стачке, угрозами заставляли покидать работу. …Вчера организовался поход, и сегодня многие тысячи рабочих, чисто одетых и трезвых, отправились подавать прошение Царю. Им объяснили, что Царь выйдет к ним, выслушает их, и если согласится с ними, то велит выкинуть белый флаг, не согласится — выкинет красный. Конечно, никакого Царя и никакого флага не оказалось. Толпа стояла перед войсками, которые, конечно, ничего не делали. Это надоело вожакам, и они начали браниться и бросать в войска разные камни, поленья… Так было около Зимнего дворца и Адмиралтейства. Стычки были на Васильевском острове, у Невской заставы… Троекратное приказание толпе разойтись ею не исполнялось. Всего убито и ранено было (из толпы) до 200 человек».
Б) «Начну с заверения вас, что здесь, с Божией помощью, во всем водворился обычный порядок. Настроение умов очень хорошо и сделается еще лучше, когда вас увидят здесь… Наши расследования идут превосходно, равно как и аресты всех имеющихся под рукою лиц, членов этого ужасного и необычайного заговора; извлечение всего происходящего в этом отношении посылается вам с настоящим курьером; вы встретите в нем хорошо известные фамилии… Я ожидаю Михаила Орлова и Лопухина, которые должны быть уже арестованными. …В особенности важно иметь Пестеля и Сергея Волконского; я ожидаю также Муравьева и Чернышева — вот в каком я положении…»
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
1) События, описываемые в источнике, получили в истории название «Кровавое воскресенье».
2) Императором в период описываемых в источнике событий был Александр III.
3) События, описываемые в источнике, были связаны с периодом междуцарствия.
4) События, описываемые в источнике, произошли в декабре.
5) События, описываемые в источнике, послужили началом революции.
6) Участником событий, описываемых в источнике, был А.И. Герцен.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
ФРАГМЕНТ А ФРАГМЕНТ Б

Предложения интернет-магазинов