История. Справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

История. Справочник школьника для подготовки к ЕГЭ. Справочник включает материалы по всем программным темам курса «История России» для 6-11 классов. Представлены основные сведения по вопросам социально-экономического и государственно-политического развития, внешней политики, истории культуры и церкви. Книга будет незаменимым помощником при изучении и закреплении нового материала, повторении пройденных тем, а также при подготовке к экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ.

История. Справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Описание учебника

Содержание
Предисловие з
Раздел I Древняя Русь
Славянский мир. Восточные славяне в древности 4
Быт и занятия восточных славян 6
Образование государства у восточных славян 8
Социально-экономическое развитие Древнерусского государства 12
Крещение Руси 14
Внешняя политика 15
Русь в период политической раздробленности 17
Галицко-Волынская земля 20
Владимиро-Суздальская земля 21
Новгородская земля 23
Борьба против монгольских завоевателей и установление ордынского ига 25
Угроза Северо-Западной Руси со стороны немецких и шведских феодалов 29
Последствия событий XIII в 31
Формирование централизованного многонационального государства 32
Формирование восточнославянских народностей 32
Северо-Восточная Русь в XIV—XVI вв 33
Возвышение Москвы 34
Причины и особенности образования Московского государства 37
Орда и Русь. Свержение ордынского ига 39
Великокняжеская власть 42
Формирование государственного аппарата 43
Положение православной церкви 44
Великое княжество Литовское и Русь 46
ПЕРСОНАЛИИ 51
Раздел II. Российское государство в XVI—начале XVII в.
Россия в XVI в 64
Социально-экономическое развитие 65
Внутренняя политика Ивана IV (1533—1584) 66
Внешняя политика 68
Опричнина (1565—1572) 69
Россия на рубеже XVI —XVII вв.

Смутное время 73
ПЕРСОНАЛИИ 80
Раздел III Россия в XVII в.
Россия при первых Романовых 90
«Бунташный век» 90
Экономическое развитие 92
Политическое развитие 93
Государство и церковь в XVII в. Раскол 95
Воссоединение Украины с Россией 97
Крепостное право и историческая судьба России 98
ПЕРСОНАЛИИ 102
Раздел IV Эпоха Петра Великого
Детство и юность Петра (1672—1689) 107
Правление царевны Софьи (1682—1689) 108
Азовский поход и Великое посольство 109
Северная война (1700—1721) и начало реформ Петра I 110
Реформы Петра 1 114
Положение сословий. «Табель о рангах» 115
ПЕРСОНАЛИИ 117
Раздел V. Россия после Петра
Эпоха дворцовых переворотов 122
Россия после Петра 122
Царствование Елизаветы Петровны 124
ПЕРСОНАЛИИ 127
Россия во второй половине XVIII в 132
Пётр III и Екатерина II 132
Внутренняя политика Екатерины II 133
Внешняя политика Екатерины II 136
Павел I (1796—1801) 140
Церковь в XVIII в 142
ПЕРСОНАЛИИ 143

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
(А) Убийство императора Александра II (Б)
XIX в. (В) Деятельность Б.К. Кавура на посту премьер-министра Сардинского королевства
(Г) Штурм Перекопа войсками под руководством М.В. Фрунзе Ш)
XX в. (Е) Нападение нацистской Германии на Польшу
124
Пропущенные элементы:
1) XIX в.
2) опала и ссылка А. Д. Меншикова
3) денежная реформа Е.Ф. Канкрина
4) XX в.
5) разгром французской армии Пруссией в сражении под Седаном
6) битва при Вальми
7) XVIII в.
8) приход к власти в Испании генерала Ф. Франко
9) провозглашение М.С. Горбачевым курса на ускорение
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г д Е

29. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
XIX в. (А) (Б)
XX в. (В) (Г)
Ш) Критика писателя Л.Б. Пастернака Победа Кубинской революции
(Е) Учреждение ассамблей Созыв Национального собрания во Франции
Пропущенные элементы:
1) образование «Могучей кучки»
2) издание повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
3) XX в.
4) революция Мэйдзи в Японии
5) XVIII в.
6) основание Московского университета
7) XIX в.
8) принятие Конституции США
9) образование ООН
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных
элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного эле-
мента.
125
Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
(А) Создание Общественной палаты Начало гражданской войны в Сирии
(Б) (В) Штурм Бастилии, начало Великой Французской революции
XX в. (Г) Ш)
XIX в. Введение всесословной воинской повинности (Е)
Пропущенные элементы:
1) начало движения чартистов в Англии
2) разработка М.М. Сперанским «Введения к уложению государственных законов»
3) XVIII в.
4) «Пивной путч» в Германии
5) XXI в.
6) создание Съезда народных депутатов
7) восстание Е.И. Пугачева
8) XIX в.
9) начало войны за независимость североамериканских колоний Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е

73
Задание 12: работа с текстовым историческим источником
Методические рекомендации
Задание предполагает анализ источника и поиск информации в нем. Как и в случае с заданиями 6 и 10, в тексте необходимо выделить маркеры, которые позволят атрибутировать документ и выполнить задание. Учащийся должен, прочтя документ, выделить из шести предложенных положений три верных. В задании чаще всего встречаются положения, посвященные позиции автора, его оценочным суждениям, что сближает задание с заданиями 20-22 части 2.
Рекомендуем выполнять задание следующим образом. Вначале внимательно прочтите документ и шесть положений, представленных после него. Затем выделите маркеры в тексте, определите время его создания, события, которым он посвящен, или явления, которые в нем описываются. Иногда помощь оказывает и указанное авторство документа.
Рассмотрим задание № 22 из заданий для самостоятельной работы. Знакомство с текстом позволяет определить, что он посвящен военному конфликту, и выделить следующие маркеры: «белая Польша», «Пилсудский», «Рабоче-крестьянская Россия», «Антанта», «Рабоче-крестьянская Красная Армия». Речь идет о советско-польской войне 1920-1921 гг. Таким образом, правильными положениями ответов являются «1» и «6» (в конце войны красные войска потерпели поражение). Положения «2» и «5» можно определить сразу как ошибочные (выступление Чехословацкого корпуса произошло в 1918 г., войска в походе на Польшу возглавлял М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе действовал на юго-востоке). Выделяем в тексте фразы: «Пилсудский и его агенты знают, что ничто не грозит независимости Польши, которой мы согласны дать более широкие границы, чем намечала Антанта», «Да здравствует независимая и братская Польша!». Они помогают установить третье верное положение — «4». Можно выйти на этот правильный ответ и через явное несоответствие положения «3» тексту документа, где говорится о том, что не советская сторона, а именно Пилсудский надеется на помощь Англии и Франции (т.е. Антанты).
Ответ: 146 (будут приняты, как и в случае с заданием 7, варианты ответов 164, 416, 461, 614 и 641, так как здесь последовательность цифр в ответе не важна).
Задания для самостоятельной работы
1. Прочтите отрывок из исторического источника.
«907 г. …Победоносный поход на Царьград одного из первых древнерусских князей… Византийские императоры Лев VI Премудрый и Александр поклялись соблюдать договор на кресте. Князь с мужами по закону русскому клялись оружием, богами — Перуном и Be лесом. Нагрузили русские свои ладьи золотом, серебром, шелками, плодами и винами и двинулись восвояси. Князь же, чтобы греки запомнили его надолго, у входа в византийскую столицу оставил свой знак.
Но в трепет город Византии И в память всем векам Прибил свой щит с гербом России К царьградским воротам.
Так отразил это событие русский поэт К. Рылеев».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных су-
ждения.
127
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В тексте речь идет о князе Олеге.
2) При этом князе Русь приняла христианство.
3) Этот князь был убит печенегами во время Дунайских походов.
4) С именем этого князя связано объединение Киева и Новгорода.
5) Именно этому князю князь Рюрик передал власть.
6) С именем этого князя связан Волжско-Хазарский поход.
Ответ:
2. Прочтите отрывок из исторического источника.
«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Он был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Князю удалось объединить большое число русских воинов, показав во время Куликовской битвы значительно возросшую силу Руси. Правление князя продолжалось 30 лет. За это время произошло немало военных столкновений с внешними врагами, не говоря уже о внутренних конфликтах. Частые битвы опустошали русские земли, и в то же время они способствовали духовному сплочению народа, вставшего на защиту родных просторов.
Несмотря на то, что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесенного Тох-тамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности.
Соперниками князя были правители Рязани и Твери. К концу жизни он практически пресек их попытки выйти из повиновения Москве. И все же Рязанское и Тверское княжества еще сохраняли свое обособленное положение».
Используя отрывок и знания по истории, выберите из приведенного списка три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Князь, о котором говорится в отрывке, за свои ратные подвиги получил почетное прозвище Невский.
2) Обособленное положение земель, о котором говорится в отрывке, завершилось в годы правления Ивана IV.
3) Разорение Москвы, о котором говорится в отрывке, произошло в 1382 г.
4) В годы правления князя, о котором говорится в отрывке, в Москве был построен новый белокаменный Кремль.
5) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.
6) Князь, о котором говорится в отрывке, передал ярлык на великое княжение сыну без разрешения хана Золотой Орды.
Ответ:

Предложения интернет-магазинов