Картографический практикум по истории России с древнейших времён до конца XVIII в. 9-11 классы.

Картографический практикум по истории России. Данное учебное пособие содержит 41 тематическую карту по курсу «История России с древнейших времён до конца XVIII в.» с разнообразными заданиями к ним (в том числе с использованием исторических источников). Практикум главным образом предназначен для учащихся 9—11 классов и может быть использован как для подготовки к итоговым экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ, так и для организации тематического контроля на уроках. Также данные карты с заданиями будут полезны на уроках истории в основной школе начиная с 6 класса. К пособию прилагается электронное приложение, содержащее большое количество тематических карт и заданий к ним.

Картографический практикум по истории России с древнейших времён до конца XVIII в. 9-11 классы.

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
1. Расселение славян 4
2. Восточные славяне и их соседи в VI—IX вв 6
3. Образование Древнерусского государства (конец IX — начало X в.) 8
4. Древнерусское государство от Игоря Старого до Владимира Святого 10
5. Крещение Руси (по «Повести временных лет») 12
6. Древняя Русь при Ярославе Мудром 14
7. Древняя Русь в конце XI — начале XII в 16
8. Русские княжества и земли в XII — начале XIII в 18
9. Новгородская земля в XII — начале XIII в 20
10. Поход князя Игоря против половцев (1185) 20
11. Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество в XII — начале XIII в 22
12. Борьба русских княжеств и земель с иностранными завоевателями (1220—1240-е гг.) 24
13. Золотая Орда и русские княжества во второй половине XIII в 26
14. Великое княжество Литовское в XIII—XV вв 28
15. Рост Московского княжества впервой половине XIVв 30
16. Северо-Восточная Русь в период правления Дмитрия Донского 32
17. Куликовская битва 34
18. Объединение русских земель вокруг Москвы в конце XV — начале XVI в 36
19. Войны России в период образования единого государства 38
20. Территориальный рост Русского государства в середине XVI в 40
21. Опричнина Ивана Грозного 42
22. Россия в конце XVI в 44
23. «Вхождение в Смуту» 46
24. «Выход из Смуты» 48
25. Экономическое развитие России в XVII в 50
26. Народные восстания в царствование Алексея Михайловича 52
27. Освоение Сибири BXVII в 54
28. Внешняя политика царя Алексея Михайловича 56
29. Великое посольство 58
30. Северная война 60
31. Полтавская битва 62Напишите имя русского царя, возглавившего поход, обозначенный на схеме крупными стрелками.
Ответ: _ .
14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1 * . Ответ: _ .
15. Укажите обозначенное на схеме название одной из крупнейших рек на Земле, полностью вошедшей в состав Российского государства в том же веке, когда состоялся данный поход.
Ответ: _ .
16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В результате похода, обозначенного на схеме стрелками, русские войска потерпели серьёзное поражение от татар.
2) Взятие города, обозначенного на схеме цифрой «1», и отражение набега крымского хана Девлет-Гирея, тоже обозначенное на схеме, произошли не в один год.
3) В результате обозначенных на схеме походов татарская государственность в Среднем Поволжье была сохранена.
4) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был взят русскими войсками после умелого подрыва его стен.
5) В штурме города, обозначенного на схеме цифрой «1», принимал участие князь A.M. Курбский.
6) После взятия города, обозначенного на схеме цифрой «1», очередной русский поход в Поволжье состоялся только через 10 лет.
Ответ: .
233
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
A) храм Христа Спасителя
Б) церковь Спаса на Нередице
B) Архангельский собор Московского Кремля
Г) Кремлёвский дворец съездов
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Сооружение спроектировано русским архитектором К.А. Тоном.
2) Здание было построено в правление Ивана IV.
3) Автор — архитектор О.И. Бове.
4) Сооружение возведено под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте собора XIV в.
5) Сооружение возведено новгородским князем в память о погибших сыновьях.
6) Для строительства этого здания был снесён ряд построек XV-XIX вв.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
18. Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.
1) Крещение князя Владимира, изображённое на почтовом блоке, состоялось в Царь-граде.
2) Крещение Руси не было первой религиозной реформой князя Владимира.
3) Князь Владимир, изображённый на данном почтовом блоке, стал новгородским князем в 970 г.
234
4) При крещении князь получил имя Константин.
5) В знак союза с Византийской империей Владимир женился на Елене — сестре императора.
Ответ:
Ответ:
19. Какие памятники из представленных ниже созданы в том же веке, когда отмечалось 900-летие Крещения Руси? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
235
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА
«Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:
1) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передаётся трудящимся без всякого выкупа на началах уравнительного землепользования.
Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мёртвый инвентарь, образцовые поместья и сельхоз. предприятия объявляются национальным достоянием.
2) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и пр. средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.
3) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.
4) В целях уничтожения паразитических слоёв общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.
5) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов…»
20. Укажите год, когда был составлен этот документ. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося автором этого документа и руководителем страны в данный период. Укажите название партии, которую этот политический деятель возглавлял.
21. Какие меры, связанные с утверждением социалистических начал в экономике, провозглашены в этом документе? Укажите любые три меры.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
22. Какие политические последствия имел данный документ? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким последствиям.
236
23. В руководстве большевистской партии не было однозначной поддержки заключению Брестского мирного договора. В.И. Ленин характеризовал этот договор как унизительный, однако сам же настаивал на его скорейшем подписании на любых условиях. Назовите причины такой позиции (приведите три объяснения).
24. По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Советско-финская война 1939-1940 гг. завершилась для СССР неудачно».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) …
Аргументы в опровержение: 1) … 2) …

Предложения интернет-магазинов