Цитатник для исторических сочинений. Сост. Шаповалова Н.В.

Цитатник для исторических сочинений. В данном сборнике представлены высказывания отечественных и зарубежных историков, политиков, писателей и поэтов о выдающихся исторических деятелях, а также важнейших событиях истории России. Цитаты расположены в хронологическом порядке, начиная с истории древней Руси и заканчивая современной Россией. Сборник будет полезен и учителю, и ученику при подготовке к определенным темам по истории России, а также поможет при написании исторического мини-сочинения на ЕГЭ.

Цитатник для исторических сочинений. Сост. Шаповалова Н.В.

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
История 5
Русь в IX — начале XII в 10
Русские земли и княжества в XII — середине XV в 21
Российское государство во второй половине XV-XVI вв 35
Россия в конце XVI-XVII вв 50
Россия в конце XVII-XVIII в 70
Россия в первой половине XIX в 119
Россия во второй половине XIX в 150
Россия в первой половине XX в 166
Россия во второй половине XX — начале XXI вв 196

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
18. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти
предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.
1) Изображённый на марке государственный и политический деятель родился во время правления императора Александра II.
2) В год смерти изображённого на марке государственного и политического деятеля была введена паспортная система в СССР.
3) Считается, что убийство данного политического деятеля послужило началом массовых репрессий.
4) Государственный и политический деятель, изображённый на марке, захоронен на Новодевичьем кладбище.
5) Настоящая фамилия изображённого на марке государственного и политического деятеля — Костриков.
Ответ:
19. Какие из представленных монет посвящены юбилеям событий, произошедших при жизни политического деятеля, изображённого на марке? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти монеты.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ X СЪЕЗДА РКП(б)
«Товарищи, позвольте объявить открытым X съезд Российской коммунистической партии. Мы пережили год, очень богатый событиями и в международной и в нашей внутренней истории. Чтобы начать с международного положения, я должен сказать, что мы впервые собираемся теперь в таких условиях, когда Коммунистический Интернационал перестал быть только лозунгом, а превратился действительно в могучее организационное строение, имеющее свой фундамент, настоящий фундамент, в крупнейших передовых капиталистических странах.<…>
И сейчас ещё стоят перед нашей партией невероятной трудности задачи, которые касаются не только хозяйственного плана, — в котором мы сделали не мало ошибок, — которые касаются не только основ хозяйственного строительства, но основ самых отношений между классами, оставшимися в нашем обществе, в нашей Советской республике. <…>
Товарищи, вопрос о замене развёрстки налогом является прежде всего и больше всего вопросом политическим, ибо суть этого вопроса состоит в отношении рабочего класса к крестьянству. Постановка этого вопроса означает, что мы должны отношения этих двух главных классов, борьба между которыми или соглашение между которыми определяют судьбы всей нашей революции, подвергнуть новому <…> более осторожному и правильному дополнительному рассмотрению и известному пересмотру <…>
<…> Нет сомнения, что социалистическую революцию в стране, где громадное большинство населения принадлежит к мелким земледельцам-производителям, возможно осуществить лишь путём целого ряда особых переходных мер, которые были бы совершенно не нужны в странах разитого капитализма, где наёмные рабочие в промышленности и земледелии составляют громадное большинство.
<…> Мы знаем, что только соглашение с крестьянами может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах. <…> Мы знаем, что это соглашение между рабочим классом и крестьянством непрочно. <…> Давайте нашу политику по отношению к крестьянству пересматривать. Так, как было до сих пор, — такого положения дольше удерживать нельзя.
Из речи Сталина. Поскольку пролетарская революция на место империалистского многонационального государства ставит свободную федерацию национальных Советских республик, советский строй обеспечивает трудящимся ранее угнетённых национальностей постепенное и безболезненное развитие к коммунизму и даёт им возможность в своей борьбе
256
против пережитков национального гнёта и неравенства и собственных эксплуататорских верхов опереться на революционный опыт и организованную силу пролетариата.
<…> Поставить и развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и и профессионального-технического характера на родном языке…, для ускорения подготовки туземных кадров квалифицированных рабочих и советско-партийных работников по всем областям управления и прежде всего в области просвещения.
По военному вопросу. 1. Для усиления пролетарского состава армии и обеспечения в ней устойчивого настроения необходимо: а) отпустить как можно скорее из армии старшие возрасты, уже намеченные к увольнению; б) совершенно прекратить извлечение из армии рабочих тех возрастных категорий, которые не уволены в целом в бессрочный отпуск; в) перевести в армию с труда рабочих младших возрастов, заменив их мобилизованными по трудповинности; г) применить в промышленных районах переходную к милиции форму, сочетав для рабочих участие в производстве с участием в милиционных войсках».
20. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в документе. Укажите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.
21. Какие направления внутренней политики РКП(б) и государства названы в документе? Укажите любые три направления.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
22. Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.
23. В царствование Алексея Михайловича Романова была проведена церковная реформа. Объясните, какие причины «заставили» царя провести данное преобразование (укажите три причины).
24. По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Продажа Россией Аляски американцам 18 октября 1867 г. является государственным просчётом».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) …
Аргументы в опровержение: 1) … 2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории
России:
1) 1505-1533 гг.; 2) январь 1730 г. — октябрь 1740 г.; 3) 25 декабря 1991 г. — 31 декабря 1999 г.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в событиях (явлениях, процессах);

Предложения интернет-магазинов