ЕГЭ. Обществознание. Алгоритмы выполнения типовых заданий

ЕГЭ. Обществознание. Алгоритмы выполнения типовых заданий. В пособии представлены алгоритмы выполнения типовых заданий ЕГЭ по обществознанию. К каждому заданию приводятся все необходимые материалы: теоретические сведения, анализ типичных ошибок при выполнении, комментарии и подробные пояснения к правильным ответам. Книга поможет выработать навыки выполнения заданий разных типов, систематизировать знания и качественно подготовиться к ЕГЭ. Пособие адресовано учащимся 10—11 классов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию и учителям для организации учебного процесса.

ЕГЭ. Обществознание. Алгоритмы выполнения типовых заданий

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Анализ схем и таблиц 6
2. Выбор обобщающего понятия 12
3. Соотнесение видовых понятий с родовыми 17
4. Выбор верных суждений. Человек и общество 23
5. Установление соответствия. Человек и общество 34
6. Выбор позиции из списка. Человек и общество 38
7. Выбор верных суждений. Экономика 41
8. Установление соответствия. Экономика 52
9. Выбор позиции из списка. Экономика 57
10. Анализ графической информации. Экономика 60
11. Выбор верных суждений. Социальные отношения 66
12. Анализ графической информации 77
13. Выбор верных суждений. Политика 85
14. Установление соответствия. Политика 99
15. Выбор позиций из списка. Политика 106
16. Выбор верных суждений. Конституция РФ 110
17. Выбор верных суждений. Право 115
18. Установление соответствия. Право 138
19. Выбор позиции из списка. Право 142
20. Определение терминов и понятий 145
21. Анализ текстового источника 156
22. Анализ текстового источника 165
23. Анализ текстового источника 169
24. Анализ текстового источника 173
25. Определение признаков, явлений и понятий 177
26. Раскрытие теоретических положений на примерах 180
27. Задание-задача 183
28. Составление плана 186
29. Эссе (мини-сочинение) 189
Ответы 199
Словарь терминов 248
Конституция РФ 280
Установите соответствие между субъектами отношений и отраслями права, которые эти субъекты представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ
A) работники и работодатели Б) продавцы и покупатели
B) службы и органы занятости Г) арендаторы и арендодатели Д) усыновители и усыновленные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

19. Три товарища создали собственную фирму. Какие факты позволяют сделать вывод о том, что организационно-правовая форма этой фирмы — производственный кооператив? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фирма представляет собой специализированное мелкое предприятие
2) фирма основана на личном трудовом участии

ОТРАСЛИ ПРАВА
1) семейное право
2) трудовое право
3) гражданское право
3) фирма основана на объединении членами фирмы имущественных паевых взносов
4) прибыль фирмы распределяется в соответствии с трудовым участием ее членов
5) фирма своевременно представляет установленную государственными органами отчетность
6) фирма имеет самостоятельный баланс
Ответ:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Условием устойчивости социальной связи является механизм
_(А), включающий в себя моральные, политические,
правовые и т.п. регуляторы. Моральные регуляторы (ценности и_(Б) позволяют различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Они различны у разных _(В) общества: аристократов и простолюдинов, богатых и бедных, бюрократов и граждан. Только общая система
нравственных регуляторов скрепляет _(Г), делает
возможной устойчивые социальные связи. Моральные регуляторы действуют через совесть индивидов и _(Д).
Важным регулятором социальной связи являются экономические блага:_(Е), кредит, богатство и т.п.».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) общество 6) социальный контроль
2) норма 7) общественное мнение
3) санкция 8) социальная мобильность
4) деньги 9) социальная структура
5) социальный класс
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А Б В Г Д Е

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов М 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ М 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Саморазвитие общества и человека имеет определенный вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.
В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса…
Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.
Соответственно, регресс понимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.
В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.
В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории все более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворенности жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за все происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.
(В. Кохановский)
21. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
22. Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.
23. Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
174
24. Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в ее обоснование.
25. Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «рыночная конкуренция»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение с информацией о видах конкуренции, опирающейся на знания курса;
— одно предложение, раскрывающее роль конкуренции в рыночной экономике.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
26. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние семьи на социальное становление растущих в ней детей.

Предложения интернет-магазинов