ЕГЭ. Обществознание. Пошаговая подготовка

ЕГЭ. Обществознание. Пошаговая подготовка. Издание содержит все темы школьного курса обществознания, необходимые для сдачи ЕГЭ. Весь материал чётко структурирован и разделён на 35 логических блоков (недель), включающих необходимые теоретические сведения, задания для самоконтроля в виде схем и таблиц, а также в форме ЕГЭ. Изучение каждого блока рассчитано на 2—3 самостоятельных занятия в неделю в течение учебного года. Кроме того, в пособии приводятся тренировочные варианты, цель которых — оценить уровень знаний. Пособие поможет организовать пошаговую подготовку учащихся старших классов к ЕГЭ по обществознанию.

ЕГЭ. Обществознание. Пошаговая подготовка

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие б
Тренировочный тест№1 10
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Неделя 1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний 24
Неделя 2 Понятие истины, её критерии. Мышление и деятельность 30
Неделя 3 Потребности и интересы 36
Неделя 4 Свобода и необходимость в человеческой деятельности 40
Неделя 5 Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества 43
Неделя б Понятие культуры 47
Неделя 7 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и общества 51
Неделя 8 Религия. Мораль 58
Неделя 9 Искусство 66
Неделя 10 Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 70
Неделя 11 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы) 76
Тестовые задания к разделу «Человек и общество» 79
ЭКОНОМИКА
Неделя 12 Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы 84
Неделя 13 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система.
Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги 92
Неделя 14 Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции 100
Неделя 15 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике 106
Неделя 1 б Налоги. Государственный бюджет 116
Неделя 17 Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника,
работника, потребителя, семьянина, гражданина 122
Тестовые задания к разделу «Экономика» 130
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Неделя 18 Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодёжь как социальная группа 134
Неделя 19 Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы)
национальной политики в Российской Федерации 140
Неделя 20 Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль 150
Неделя 21 Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивида 154
Неделя 22 Семья и брак 160
Тестовые задания к разделу «Социальные отношения» 164

Что из перечисленного ниже относится, согласно Конституции РФ, к вопросам совместного ведения РФ и субъектов Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) федеративное устройство и территория РФ
2) установление правовых основ единого рынка
3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями
4) общие вопросы воспитания, образования
5) оборона и безопасность
6) уголовное законодательство
Ответ:
17. Выберите верные суждения о видах правонарушений и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Действия, нарушающие внутренний распорядок предприятия, относятся к административным правонарушениям.
2) Преступление в отличие от проступка является виновным деянием.
3) Проступки не влекут за собой уголовно-правовых санкций.
4) Неисполнение договорных обязательств относится к гражданским правонарушениям.
5) Проступки в отличие от преступлений обладают меньшей степенью общественной опасности.
Ответ:
114
УЧАСТНИКИ
18. Установите соответствие между гражданским и уголовным процессами и их участниками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАЖДАНСКИЙ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕССЫ
A) истец 1) общее в составе участников Б) свидетели 2) участники только одного
B) понятые процесса Г) эксперты Д) обвиняемый
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г д

19. Что может служить примером административного правонарушения? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Группа молодых людей курила в неположенном месте.
2) Предприятие сорвало поставки оборудования смежникам.
3) Гражданка А. была оштрафована за безбилетный проезд в поезде.
4) Гражданин Д. был уволен из частной фирмы в связи с сокращением штатов.
5) Квартира гражданки М. была обворована.
6) Гражданин Ф. арендовал на лето для своей семьи дачный домик.
Ответ: _.
20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
«Массовая культура — особое явление. Ее появление вызвано такими процессами, сопровождающими зарождение индустриального общества, как _(А), демократизация и др.
115
К важнейшим источникам формирования массовой культуры можно отнести появление кинематографа, радио, звукозаписи и
других средств_(Б). Зрителю не требуется особое
_(В), чтобы воспринимать произведения этой культуры. Вместе с тем массовая культура вводит в действие механизмы, обеспечивающие людям психологическую
_(Г). Эта культура отвечает_(Д) человека
массы, выполняя в первую очередь компенсаторно-развлекательную функцию. В продукции массовой культуры
утверждается этика личного успеха, _(Е), веры
в себя».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово
может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно
заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то,
что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения
пропусков.
Список терминов:
1) индивидуализм
2) разгрузка
3) глобализация
4) образование
5) коммуникация
6) возможность
7) воспитание
8) потребность
9) урбанизация
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А Б В Г Д Е

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов Мів соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
116
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Среди огромного количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Так, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся распространением духовных ценностей. Под культурой также понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Есть и понимание культуры как совокупности материальных объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории. В этой интерпретации культура предстает как сумма всех достижений человечества, как «вторая природа», сотворенная самим человеком.
В действительности культура существует в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри эпох — в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными, или этническими, культурами. Совместное долгое проживание групп людей на одной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В итоге формируется самостоятельная культурная система — этническая культура данного народа. <.. .>
Ни одна культура не существует изолированно. На всем протяжении своей истории человечеством было создано огромное количество знаков поведения, без которых невозможен ни один вид деятельности. Для человека владение этими знаками и знаковыми системами
117
означает его включение в отношение с другими людьми и в культуру. Были созданы и применяются несколько типов знаков: знаки-копии, которые воспроизводят различные явления действительности, но сами этой действительностью не являются; знаки-сигналы; знаки-символы.
Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы — моральные оценки допустимости тех или иных форм собственного поведения и поведения других людей. Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными. Под действие этого вида культурных норм подпадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.
(А/7. Садохин)
21. В чем проявляется этническая культура народа? Приведите три фактора, способствующих формированию такой культуры.
22. Автор приводит несколько значений понятия «культура». Укажите наиболее общее из них. Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще одно, не упомянутое автором, значение данного понятия.
23. В тексте рассматриваются знаки как элементы культуры. Используя обществоведческие знания, собственный социальный опыт, проиллюстрируйте примером каждый из упомянутых в тексте типов знаков.
24. Говоря о нравах, автор считает их наиболее подвижными и динамичными среди социальных норм. Однако существует и иная точка зрения, согласно которой нравы отличаются стабильностью и устойчивостью. Опираясь на обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите два аргумента в поддержку тезиса об изменчивости нравов и один аргумент в поддержку идеи устойчивости нравов.
25. Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «молодежь»;
2) составьте два предложения:
118
— одно предложение, содержащее информацию об особенностях молодежной субкультуры;
— одно предложение, содержащее информацию об институтах социализации молодежи.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
26. В государстве Z существует рыночная экономическая система. Приведите три черты, присущие этой системе. Укажите один свойственный ей недостаток.
27. В государстве Z для избрания представителей в парламент создаются курии крупных землевладельцев, горожан, рабочих, крестьян. Представители избираются собраниями, состоящими из выборщиков от каждой курии. Так, землевладельческая курия избирает 50% выборщиков. При этом доля крупных землевладельцев в стране не превышает 10% населения. Какой принцип демократического избирательного права нарушается в данном случае? Приведите еще два принципа избирательного права в условиях демократии и раскройте их суть.
28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство в политической системе общества». План должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5).
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
119
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников: общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Предложения интернет-магазинов