ЕГЭ 2020. Литература. Тренажёр. Ерохина Е.Л.

ЕГЭ 2020. Литература. Тренажёр. Книга содержит множество тематических заданий для отработки каждого элемента содержания ЕГЭ по литературе, а также диагностические и контрольные варианты экзаменационной работы. Уникальная методика подготовки поможет учащимся научиться правильно оформлять работу, акцентировать внимание на формулировках ряда заданий и избегать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно как в классе, так и дома.

ЕГЭ 2020. Литература. Тренажёр. Ерохина Е.Л.

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемые старшеклассники! 4
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Инструкция по выполнению работы 5
Часть 1 6
Часть 2 10
РАЗДЕЛ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XII-XVIII вв.
Тема 1. Вспоминаем сведения по теории литературы 11
Тема 2. «Слово о полку Игореве» 15
Тема 3. Д.И. Фонвизин. «Недоросль» 19
Тема 4. Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник» 23
РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Тема 1. Вспоминаем сведения по теории литературы 26
Тема 2. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана» 33
Тема 3. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» 39
Тема 4. А.С. Пушкин. Лирика. Повесть «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин» 45
Тема 5. М.Ю. Лермонтов. Лирика. «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени» 56
Тема 6. Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мёртвые души» 68
Тема 7. А.Ш. Островский. Пьеса «Гроза» 79
Тема 8. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» 87
Тема 9. Ф.И. Тютчев. Лирика 92
Тема 10. А.А. Фет. Лирика 97
Тема 11. И.А. Гончаров. Роман «Обломов» 102
Тема 12. Н.А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» 107
Тема 13. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» 118
Тема 14. Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир» 124
Тема 15. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» 133
КОНТРОЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Инструкция по выполнению работы 141
Часть 1 142
Часть 2 146
Ответы 147
Кто из героев пьесы раскрылся в приведённой сцене с неожиданной стороны?
9. Какое развитие в последующей русской литературе имела тема «горя от ума»?
10- Почему трибун и идеолог Чацкий идёт «искать по свету» не понимания, а сочувствия («где оскорблённому есть чувству уголок»)?
«|П Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
^^ Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.
Остановимся на самом сложном
При формулировке развёрнутого ответа (ограниченного объёма или сочинения) следует разделять позицию автора и ваше читательское восприятие и понимание текста. Этот аспект обязательно учитывается при проверке работы. Помните, что на экзамене прежде всего проверяется ваше умение профессионально читать произведение, а следовательно, понимать его идейное содержание, т.е. авторский замысел, авторское видение проблем, авторское отношение к героям. Ваше собственное восприятие прочитанного может не совпасть с авторской позицией. Это вполне допустимо при чтении художественного текста. Но сначала раскройте то, что хотел сказать автор, а уже потом — ваше собственное понимание. Подмена анализа авторской позиции вашим читательским (а зачастую житейским) восприятием недопустима.
ТЕМА 4
А.С. Пушкин. Лирика. Повесть «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин»
Краткие выводы по изученной теме
Особенность жанрово-родовой принадлежности «Евгения Онегина» заключается в том, что это «не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Это свидетельствует о преобладании лирического начала в романном повествовании, главенствующей роли автора в романе, его роли как лирического центра повествования.
Своеобразие «свободного романа» определило наличие и обилие в нём лирических отступлений. Эти отступления не только обогащают содержание романа, раскрывают строй дум лирического героя, но и соединяют фрагменты текста, сближая мир чувствований центральных лиц произведения и его автора.
9. Автор предстаёт и как персонаж романа, и как лирический герой. В функции персонажа Автор предстаёт как приятель Онегина и как родственник соседа Лариных (« мой брат двоюродный Буянов»), Начиная с VI главы роль автора-персонажа становится минимальной. Отныне Автор выступает в функции лирического героя, которому принадлежат почти все оценки происходящего и лирические отступления в романе.
10. Основные темы лирических отступлений в романе:
пейзажные фрагменты повествования — объективная «прозаичность» и субъективная «поэтичность» картин русской природы;
лирические отступления на «литературные» темы — проблемы современной Пушкину литературы (вопросы жанровых предпочтений, иноязычных заимствований, взаимодействия европейской и русской литературы и т.д.) на страницах романа, романтизм и романтики в ироническом свете авторского повествования;
литературная биография «Евгения Онегина» — воссоздание истории создания романа на страницах романа; Автор как читатель собственного романа («пересмотрел всё это строго…», «пора мне… пятую тетрадь / От отступлений очищать»); возможные, но не реализованные пути развития романного действия;
обращения к читателю в лирических отступлениях; образ читателя на страницах романа.
11. Пушкин создал в романе новый тип героя — «героя времени». Автор подчёркивает, что онегинская «неподражательная странность» — своеобразный протест против социальных и духовных норм, подавляющих в человеке личность.

12. Ленский, красивый и богатый 18-летний юноша, как и Онегин, изображён чужаком среди окрестных помещиков — крепостников и невежд. При всей взаимной противоположности — хандра одного и романтическая мечтательность другого («волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой») — они становятся друзьями.
13. Татьяна — «милый идеал» Пушкина. Поэт не идеализирует её жизнь: её воспитание, круг интересов типичны для «барышни уездной». Но Татьяна, по словам Белинского, «глубокая, страстная натура», она «осталась естественно-простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая действительность». Не случайно «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Главное в Татьяне — она «тип русской женщины» (В.Г. Белинский). На неё неизгладимый отпечаток наложили «преданья простонародной старины», рассказы няни, красота русской природы; её представления о любви и долге, весь её духовный мир неотделимы от этических идеалов народа.
Белинский: «В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких примесей и приделок ».
15. «Капитанская дочка» — это и исторический роман (о крестьянском бунте под предводительством Пугачёва), и семейная хроника Гринёвых, и роман-биография Петра Гринёва, и роман воспитания (история становления характера дворянского «недоросля»). Гринёв — свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина — это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности.
16. Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Бело-горской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. Честь Гринёв понимает как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.
17. Честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринёва и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринёва привлекли к нему Пугачёва («Моя искренность поразила Пугачёва»). В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша Миронова). Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин). История даёт шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.
Выполняем задания для обобщения изученного
1. Продумайте тезисный план сочинения: «Чувства добрые» в лирике Пушкина.
2. Заполните схему системы образов в романе Пушкина «Евгений Онегин». Единственная ли система может получиться? Обоснуйте свою точку зрения.
48
3. «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…». Охарактеризуйте причину «недуга» Онегина.
4. Согласны ли вы с оценкой образа Ленского? Аргументируйте свой ответ.
«Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукою Онегина». (А.И. Герцен)
5. Определите по тексту романа:
В каком году родился Онегин? __
В каком году родился Ленский? __
В каком году родилась Татьяна?_
В каком году произошла дуэль с Ленским? _
В каком году Татьяна вышла замуж?_
В каком году произошло последнее свидание Онегина с Татьяной?

Предложения интернет-магазинов