ЕГЭ 2020. Обществознание. Алгоритм написания сочинения. Кишенкова О.В.

ЕГЭ 2020. Обществознание. Алгоритм написания сочинения. Пособие поможет учащимся подготовиться к написанию мини-сочинения на ЕГЭ по обществознанию (задание 29). Приводятся рекомендации по написанию мини-сочинения, обзор типичных тем, сгруппированных по пяти содержательным блокам («Философия», «Экономика», «Социальные отношения», «Политология», «Право»), а также образцы сочинений. С помощью этой книги учащиеся ознакомятся с темами, предлагаемыми на экзамене, и правилами их выбора, а также научатся писать мини-сочинение по обществознанию на высший балл.

ЕГЭ 2020. Обществознание. Алгоритм написания сочинения. Кишенкова О.В.

Описание учебника

Содержание
Введение 3
РАЗДЕЛ 1. Рекомендации по написанию мини-сочинения (задание 29) 4
Обзор типичных тем, предлагаемых для написания мини-сочинения 6
Правила выбора темы 52
Алгоритм написания мини-сочинения по обществознанию 55
Критерии оценивания задания 29 60
РАЗДЕЛ 2. Образцы сочинений (эссе) 65
Философия 65
Экономика 93
Социальная психология и социология 122
Политология 160
Право 184
РАЗДЕЛ 3. Темы для написания мини-сочинений 201
Философия 201
Экономика 206
Социальная психология и социология 212
Политология 217
Правоведение 223
Приложение. Высказывания Президента Российской Федерации В. В. Путина 229

Рекомендации по написанию мини-сочинения (задание 29)
Проблема национальной памяти, сопричастности собственной истории и корням затрагивается в высказывании З. Герберта: «Народ, который теряет память, теряет и совесть». Французский писатель В. Гюго обращается к проблеме нравственного и интеллектуального развития народа как мерила его величия, места в историческом пространстве. Автор утверждает: «Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень».
И наконец, интереснейшие высказывания российских мыслителей:
«Сравнивают народ с растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для того чтобы приносить цветы и плоды, должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей» (В. Соловьёв).
«Только добрый и талантливый народ может сохранить величавое спокойствие духа и юмор в любых, и самых трудных, обстоятельствах. Пословицы, поговорки, прибаутки, рождаясь в недрах народных масс, говорят о здоровом, могучем организме» (В. Даль).
Блок «Политология»
Перейдём к рассмотрению и анализу блока тем, относящихся к политологическому разделу курса «Обществознание». Раздел «Политология» всегда традиционно выбирается меньшим числом выпускников по сравнению с предыдущим разделом. Это обусловлено объективными факторами: сложностью самой политической теории, необходимостью описания большинства теоретических моделей, разрабатываемых политологией (демократия, правовое государство, демократические выборы, гражданское общество и т. д.). В то же время политологическая проблематика представляется особо актуальной, востребованной, обращённой к гражданской активности, событиям и фактам общественной жизни, интересной для старшеклассников.
Определённой сложностью написания сочинений по политологии можно признать необходимость аналитического, отстранённого от эмоциональной привязки к конкретной позиции изложения материала, которое способны выдержать не все выпускники.
Остановимся на основных проблемах, представленных в политологическом блоке. Прежде всего, это понимание сущности власти, природы властных отношений в обществе, в первую очередь как отношений волевых, нацеленных на воздействие одних субъектов на поведение и волю других. В качестве конкретных примеров приведём следующие высказывания:
Немецкий философ Ф. Ницше пишет: «Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти». Автор подчёркивает, что власть органически связана с человеческой жизнью, порождается стремлением к регулированию жизни других людей. Активность людей нацелена на то, чтобы быть влиятельным, авторитетным хотя бы в том ближайшем кругу друзей, близких, который и определяет нашу социальную среду.
Природа общественной власти, её смыслы, предназначение в человеческом обществе затрагиваются в высказывании английского философа-просветителя Т. Гоббса: «Пока люди живут без общей власти, они находятся в состоянии войны всех против всех». Раскрывая тему, расписываем прежде всего функции власти, такие как регулирование широкого спектра общественных отношений, согласование интересов людей, предотвращение и разрешение конфликтов, организация совместной деятельности людей в группах, общества в целом.
Аналогичные содержательные аспекты затрагиваются философом и экономистом Ф. фон Хайеком в следующей фразе: «Дело не только в том, что само стремление организовать жизнь общества по единому плану продиктовано во многом жаждой власти. Более существенно, что для достижения своих целей коллективистам нужна власть, притом в невиданных масштабах».
Российский общественный и государственный деятель В. Зубков обращается к проблеме ресурсов власти в высказывании: «Там, где власть не может дать силу праву, сила устанавливает своё право». Раскрывая приведённую тему, необходимо остановиться на самом понятии источников или ресурсов власти, особенностях их использования в управлении обществом. В частности, приведённое высказывание определяет в качестве основных ресурсов власти право и силу. Автор полагает, что эти ресурсы являются альтернативными друг другу. Власть, опирающаяся на правовые механизмы и рычаги, применяет силовое воздействие и принуждение, строго ограниченное законом, способом, признанным и одобренным гражданами. Та же власть, которая идёт на прямое применение силы, насилия, обесценивает тем самым законы, формальные основания, договор общества и власти.
Французский писатель П. Валери замечает: «Власть теряет всё своё очарование, если ею не злоупотреблять». В высказывании затрагивается аспект не только политической власти, распространяющей своё влияние на всех членов общества, на регулирование наиболее важного и значимого спектра общественных отношений, но и на любые проявления властных отношений в обществе, например в семьях. Осмысливается автором сама природа власти, её влияние на человека, обладающего ею. Властвующему субъекту крайне трудно ограничить своё воздействие, особенно если оно не ограничено кем-то или чем-то, допустим, законом.
Французский революционер, активный участник Парижской коммуны Л. Э. Варлен обращается к способам, методам, при помощи которых власть воздействует на общество. Его высказывание «Жестокость — последнее прибежище всякой рушащейся власти», на первый взгляд, парадоксально. Диктаторы, всевластные правители часто обращаются к жестокости и насилию. Однако Варлен убеждён в том, что по-настоящему сильная и устойчивая власть не нуждается в жестокости, ей достаточно авторитета, правовых механизмов, доверия со стороны народа. Опять же вводим понятие ресурсов власти и особенностей применения каждого из них.
Английский философ Э. Берк обращается ещё к одному властному ресурсу — богатству. Богатство позволяет подчас разрешать вопросы, для которых недостаточно ни силовых, ни правовых методов. Берк пишет: «Если богатство — это власть, всякая власть так или иначе непременно приберет богатство к рукам». В то же время, поскольку богатство, финансовые возможности позволяют влиять и воздействовать на людей и обстоятельства, люди, обладающие иными ресурсами, приложат усилия к тому, чтобы стать обладателями и богатства также.

Предложения интернет-магазинов