ЕГЭ 2020. Обществознание. Задания, ответы, комментарии

ЕГЭ 2020. Обществознание. Задания, ответы, комментарии. Предлагаемое издание познакомит вас со структурой и содержанием тестов ЕГЭ по обществознанию, а также даст необходимые рекомендации по выполнению каждого из типов заданий.
В пособии приводятся задания всех трех уровней сложности по следующим темам ЕГЭ: «Общество», «Человек», «Познание», «Духовная культура», «Экономика», «Социология», «Политика», «Право».

ЕГЭ 2020. Обществознание. Задания, ответы, комментарии

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Типовые задания и методические указания по их выполнению 4
Раздел 1. ОБЩЕСТВО 43
Раздел 2. ЧЕЛОВЕК 71
Раздел 3. ПОЗНАНИЕ 100
Раздел 4. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА 125
Раздел 5. ЭКОНОМИКА 153
Раздел 6. СОЦИОЛОГИЯ 208
Раздел 7. ПОЛИТИКА 246
Раздел 8. ПРАВО 286
Ответы 332
Раздел 1. ОБЩЕСТВО 332
Раздел 2. ЧЕЛОВЕК 369
Раздел 3. ПОЗНАНИЕ 398
Раздел 4. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА 419
Раздел 5. ЭКОНОМИКА 443
Раздел 6. СОЦИОЛОГИЯ 476
Раздел 7. ПОЛИТИКА 501
Раздел 8. ПРАВО 535
В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальныхпредставленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Субъект деятельности, цель деятельности, структура деятельности, средства деятельности, объект

деятельности.
Ответ: _.
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам

права.
1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны; 5) законодательный

орган; 6) правовой обычай.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они

указаны.
Ответ:
204
4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они

указаны.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование

понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный

характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
Ответ: _.
5. Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к

каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
A) государство 1) социальная Б) образование 2) политическая
B) наука Г) партия
Д) избирательная система
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г д

6. В стране Н развито фабричное производство. Какие другие признаки свидетельствуют о том, что

страна развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми указаны эти

отличительные признаки.
1) внедряются компьютерные технологии
2) формируется класс промышленных рабочих
205
3) религия оказывает значительное влияние на развитие общества
4) существует разделение труда
5) ускоренными темпами развивается сельское хозяйство
6) происходит концентрация производства
Ответ: _.
7. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры,

под которыми они указаны.
1) К факторам производства относится организационно-правовая форма предприятия.
2) Доходом от капитала является рента.
3) Предпринимательская способность является одним из факторов производства.
4) Значение труда как фактора производства в современных условиях снижается.
5) Капитал как фактор производства включает машины и оборудование.
Ответ: _.
Республика — это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти

избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает

суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном

выборные (глава государства — президент, парламент), которые избираются на определенный срок.

Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность

перед своими избирателями. Она может выражаться 214
в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента,
уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.
(.М.И. Абдулаев)
21. Укажите четыре фактора, влияющих на складывание формы государства.
22. Приведите указанные автором два признака монархии. Используя обществоведческие знания,

назовите еще один признак.
23. В статье 1 Конституции РФ устанавливается, что Россия есть демократическое федеративное

правовое государство с республиканской формой правления. Соотнесите эти характеристики

российского государственного строя с тремя указанными в тексте элементами формы государства как

системы (сначала приведите элемент, затем дайте его характеристику).
24. Сторонники монархий утверждают, что такие государства более устойчивы и лучше

обеспечивают преемственность власти. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст,

приведите три аргумента в пользу республиканского строя.
25. Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «потребитель»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя;
— одно предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о

соответствующих аспектах понятия.)
26. Назовите любые три разновидности социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них

примером.
27. В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся

постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабаты-
215
ваются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования,

упомянутых в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко

охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.
28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по

существу тему «Правовая культура». План должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно

раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас

более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний

(29.1-29.5).
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и

раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы,

используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений,

рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных

источников: общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта

(включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных

предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную

основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По

своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
216
29.1 Философия «Разум — универсальное орудие, могущее служить при самых разных

обстоятельствах» (Р. Декарт).
29.2 Экономика «Важная черта индустриального опыта — это отделение производителя от

потребителя» (Б. Ерасов).
29.3 Социология, социальная психология «Как и индивидуум, нация является целью многих

усилий и жертв» {Ж. Ренан).
29.4 Политология «Политик думает о следующих выборах, государственный муж — о следующих

поколениях» (Д. Кларк).
29.5 Правоведение «Где есть правонарушение, там есть и возмездие» (юридическое

изречение).
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.
217
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Часть 1
Правильное выполнение заданий 1-3, 10, 12 оценивается
1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая

указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается
2 баллами. Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное

выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в

том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания

(отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух

или более ошибочных цифр) — 0 баллов.
Часть 2
Критерии оценивания заданий 25, 28 и 29
№ Критерии оценивания ответа на задание 25 Баллы
25.1 Раскрытие смысла понятия 2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно:

указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от

других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и

его видовое(-ые) отличие(-я)) 2

Предложения интернет-магазинов