ЕГЭ 2020. Обществознание. 700 заданий с ответами. Лазебникова А.Ю. и др.

ЕГЭ 2020. Обществознание. 700 заданий с ответами. Книга позволит подготовиться к любому заданию ЕГЭ (1-29). Материалы пособия помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания по всем разделам обществознания, но и оценить свой уровень подготовки к предстоящему экзамену, а также приобрести практические навыки выполнения заданий и в минимальные сроки ликвидировать существующие пробелы в знаниях. Пособие предназначено преподавателям, репетиторам, родителям, а также учащимся старших классов и выпускникам для самоподготовки и самоконтроля.

ЕГЭ 2020. Обществознание. 700 заданий с ответами. Лазебникова А.Ю. и др.

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1
Задание 1. Выявление структурных элементов обществоведческого знания 5
Задание 2. Выбор обобщающего понятия для всех понятий, представленных в перечне 15
Задание 3. Определение двух лишних понятий в ряду однородной социальной информации 21
Задание 4. Работа с признаками ключевых обществоведческих понятий 29
Задание 5. Установление соответствия между двумя рядами социальной информации 37
Задание 6. Решение познавательных задач по актуальным социальным проблемам 50
Задание 7. Работа с признаками ключевых обществоведческих понятий 58
Задание 8. Установление соответствия между двумя рядами социальной информации 67
Задание 9. Решение познавательных задач по актуальным социальным проблемам 80
Задание 10. Поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (график) 88
Задание 11. Работа с признаками ключевых обществоведческих понятий 99
Задание 12. Поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма) 109
Задание 13. Работа с признаками ключевых обществоведческих понятий 118
Задание 14. Установление соответствия между двумя рядами социальной информации 129
Задание 15. Решение познавательных задач по актуальным социальным проблемам 142
Задание 16. Работа с признаками ключевых обществоведческих понятий (на материале Конституции Российской Федерации) 152
Задание 17. Работа с признаками ключевых обществоведческих понятий 158
Задание 18. Установление соответствия между двумя рядами социальной информации 169
Задание 19. Решение познавательных задач по актуальным социальным проблемам 182
Задание 20. Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту 193
Часть 2
Задания 21-24. Работа с текстом, содержащим социальную информацию 236
Задание 25. Раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте 271
Задание 26. Конкретизация теоретических положений 281
Задание 27. Задания-задачи 285
Задание 28. Составление развернутого плана по предложенной теме 292
Задание 29. Мини-сочинение 297
В ходе социологического опроса его участникам предлагалось
ответить на вопрос: «Что Вас более всего привлекает в работе?»
Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в %; участники опроса могли выбирать несколько

ответов).
Варианты ответов 1998 г. 2010 г.
Хорошая оплата 21 29
Соответствие моим способностям 25 30
Возможность профессионального продвижения 3 8
Близость к месту работы 30 31
Удобный режим работы 27 23
Хороший коллектив 22 24
Возможность проявлять самостоятельность, инициативу 5 8
Какие выводы можно сделать на основе данных таблицы? Выберите нужные позиции из приведенного

списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Приоритеты в оценке привлекательности работы за период между опросами изменились.
2) Условия работы большинством опрошенных ценятся выше, чем ее возможности для творческого

и профессионального роста.
3) За прошедший между опросами период менее всего выросло число тех, кто заинтересован в

хорошем коллективе.
195
4) Опрос показал тенденцию к снижению значения творческого потенциала работы.
5) За период между опросами больше всего выросло число тех, кто ценит достойный заработок.
13. Выберите верные суждения о признаках и роли государства и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К основным признакам государства относится его территориальная целостность.
2) Государственные органы охраны общественного порядка образуют независимую ветвь власти.
3) Государство обладает монопольным правом сбора налогов.
4) Одной из ветвей государственной власти в демократическом обществе является суд.
5) Правом принимать законы в условиях демократии обладает государство и правящая партия.
14. Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и субъектами высшей

власти РФ, которые их реализуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите

соответствующую позицию из второго столбца.
Б) назначает выборы Государственной Думы
В) осуществляет управление федеральной собственностью
Г) разрабатывает федеральный бюджет
Д) осуществляет помилование
Ответ:
Ответ:
ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ
СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ
1) Президент РФ
2) Правительство РФ
А) утверждает военную доктрину РФ
196
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

15. В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная

информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический

режим? Запишите цифры, под которыми она указана.
1) власть носит публичный характер
2) сложилась система правоохранительных органов
3) все стороны жизни подчинены единой идеологии
4) большое влияние имеет церковь как общественный институт
5) для удержания власти используются силовые структуры
6) контроль над экономикой полностью централизован
Ответ:
16. Что из перечисленного согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов

Федерации? Запишите цифры, под которыми эти положения указаны.
1) федеративное устройство и территория РФ
2) установление правовых основ единого рынка
3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями
4) общие вопросы воспитания, образования
5) оборона и безопасность
6) уголовное законодательство
Ответ:
17. Выберите верные суждения об отраслях права и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Основы общественного и государственного устройства страны закреплены в конституционном

праве.
2) Гражданское право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе

трудовой деятельности.
197
3) Такие личные неимущественные права, как честь и достоинство, охраняются семейным

правом.
4) Деятельность органов дознания, предварительного следствия регулируется нормами

уголовного права.
5) Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности.
Ответ: _.
18. Установите соответствие между участниками и видами судебных процессов: к каждой позиции,

данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. УЧАСТНИКИ

ПРОЦЕССОВ ВИДЫ ПРОЦЕССОВ
A) подозреваемый 1) гражданский процесс Б) истец 2) уголовный процесс
B) потерпевший Г) следователь Д) ответчик
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г д

19. Найдите в приведенном ниже списке правовые способы обеспечения исполнения обязательств.

Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рента
2) залог
3) поручительство
4) угроза разорением
5) задаток
6) репутация
Ответ: _.
20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из

предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
198
«Форма государства, независимо от того, как она выражается, всегда имеет непосредственную связь

с государственной
_(А). Формы правления различаются в зависимости от
того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному_(Б). В первом

случае мы
имеем монархию, во втором_(В). Парламентская монархия отличается тем, что_(Г) монарха формально

и
фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная

власть принадлежит _(Д), исполнительная — _(Е). Парламентские монархии в научной литературе

зачастую именуют конституционными монархиями».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один

раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите

внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) федерация
2) правительство
3) президент
4) парламент
5) статус
6) выборный орган
7) политика
8) власть
9) республика
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под

каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Ответ:
А Б В Г д Е

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению

работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
199
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите

сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте

четко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Некоторые считают, что поскольку мышление — сложный процесс, его изучение выходит за пределы

наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного

ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и

то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных

приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и

формировании понятий.
Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие

некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных

существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые

характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак

автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты — поезда, птицы. Человек определяет,

насколько существенен данный признак для этого объекта, на основе определенных критериев.

Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность

— это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной

марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.
Формирование понятий — одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук

в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных.

Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии,

классификация видов памяти в биологии — все это примеры формирования понятий, способствующих

лучшему пониманию предмета.
200
Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в

повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же

эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира

возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными

объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано

от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре ее.
Термины «мысль» и «мышление» означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса;

логика — это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том

же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет «логичным»,

другое — «нелогичным».
(Р. Солсо)
21. В чем, на взгляд автора, проявляется роль формирования понятий в науке и других

способах постижения мира? Приведите два положения, раскрывающих эту роль.
22. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета

рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?
23. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков.

Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трех понятий,

относящихся к различным сферам общества.
24. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны

приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных.

Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент — против.
25.
Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «социальная роль»;
201
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о ролевой системе;
— одно предложение, содержащее информацию о ролевом конфликте.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о

соответствующих аспектах понятия.)

Предложения интернет-магазинов