Обществознание. Справочник школьника для подготовки к ЕГЭ. Барабанов В.В., Грибанова Г.И.

Обществознание. Справочник включает все основные сведения школьного курса «Обществознание» для 10 – 11 классов. Представлены материалы по философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению. Книга будет незаменимым помощником при изучении и закреплении нового материала и повторении пройденных тем, а также при подготовке к выпускному экзамену в школе, в том числе и в форме ЕГЭ, и вступительным экзаменам в любом вузе.

Обществознание. Справочник школьника для подготовки к ЕГЭ. Барабанов В.В., Грибанова Г.И.

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 8
Раздел 1. ОБЩЕСТВО
Тема 1. Общество как динамическая система 9
Понятие «общества». Общество и природа 9
Общество как система 10
Социальные институты 12
Тема 2. Многовариантность общественного развития 13
Понятие и виды общественного развития 13
Критерии и противоречия общественного прогресса …. 16
Варианты общественного развития (типы обществ) 17
Тем а 3. Глобальные проблемы современности 20
Понятие глобализации и глобальных проблем 20
Виды и направления решения глобальных проблем 21
Раздел 2. ЧЕЛОВЕК
Тема 4. Бытие человека 24
Взгляды на происхождение человека 24
Человек как биосоциальное существо 28
Сущность бытия человека 29
Тема 5. Природа человеческого сознания 32
Сущность сознания 32
Постижение сущности человеческого сознания 34
Сознание, мышление, душа 37
Сознательное и бессознательное 38
Тема 6. Личность 40
Человек, индивид, личность 40
Личность и индивидуальность 42
Способности и характер 43
Социализация личности 44
Мировоззрение в структуре личности 46
Характеристика межличностных отношений 49
Культура отношений 50
Свобода и ответственность личности 51
Тема 7. Деятельность человека 54
Многообразие видов и форм деятельности 54
Цель и смысл жизни человека 60
Раздел 7. Политическая сфера жизни общества
Одним из важнейших показателей типологизации семей выступает воспитание детей. По данному критерию можно выделить три типа семейных структур:
— авторитарный тип — основывается на авторитете родителей (прежде всего, в силу традиций, — отца);
— либеральный тип — строится на самоопределении личности, независимо от традиций, привычек, устоявшихся догм;
— демократический тип — характеризуется постепенным привитием ребёнку таких черт, как сопричастность судьбам других людей, приобщение к непреходящим общечеловеческим ценностям.
В отечественном обществоведении долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. В конечном счёте, преодолев (не без трудностей) и ограниченность классового подхода в определении молодёжи, и узкоэмпирические понятия, характерные для многих западных школ и направлений, постепенно сформировался более широкий взгляд на эту социально-демографическую группу. И важнейшими группообразующими признаками молодёжи большинство авторов признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные и теми и другими социально-психологические свойства.
Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-пси-хологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного устройства, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
Учитывая относительность самостоятельности молодёжи как социально-демографической группы, удаётся, во-первых, не отрывать эту группу от общества, частью которого она является, во-вторых, акцентировать внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей
Молодёжь как субъект социальных отношений
200
Тема 22. Социальные институты и общности
молодёжи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Поэтому и молодёжные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, стало принято подразделять на две большие группы.
К первой группе относятся специфически молодёжные социальные проблемы: определение сущности молодёжи как общественной группы, её роли и места в воспроизводстве общества; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе; анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодёжи.
Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодёжи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодёжной среде (особенности воспитания молодёжи, развитие социальной и политической активности молодёжи, её роль и место в структурах власти и т. д.).
Молодёжь характеризуется прежде всего теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно определяют (детерминируют) её в самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу. То есть речь идёт о потенциальных силах молодёжи. Отличительное социальное качество молодёжи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент его становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в её активном совершенствовании и преобразовании.
Другой характеристикой молодёжи является то, что конкретные условия бытия этой группы определяют специфику молодёжного сознания, дилектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых зависимостей, лежащих в основе молодёжных проблем.
201
Раздел 7. Политическая сфера жизни общества
Включаясь в социальные отношения, молодёжь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. Обратное воздействие условий и отношений на социальную деятельность и активность молодёжи происходит опосредованно через её сознание, в форме определённой структуры потребностей, интересов и ценностей. Мотивационная сфера молодёжного сознания является сложным системным образованием и рассматривается как продукт непосредственных условий её жизнедеятельности в процессе становления молодого поколения как субъекта общественного производства и общественной жизни.
К своеобразию особенностей социального состава молодёжи (в силу её переходного положения, а также вследствие изменений, происходящих в самом обществе) необходимо отнести:
— наличие значительной доли молодёжи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом — социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной деятельностью;
— социальные особенности различных групп молодёжи определяются не только их формальной принадлежностью к различным структурам общества, но и непосредственной включённостью в массовые движения; образуемые таким путём социокультурные модели масс молодёжи (неформальные, движенческие, когортные и т. д.) существенно различаются.
Молодёжь не является саморазвивающейся системой. Будучи частью общества, она включена во всё многообразие его связей и отношений. Вместе с тем ей присущи специфические общественные функции — воспроизводственная, трансляционная, инновационная.

Предложения интернет-магазинов