ЕГЭ. Русский язык. Учимся писать сочинение

ЕГЭ. Русский язык. Учимся писать сочинение. Пошаговая система подготовки к выполнению 27-го задания ЕГЭ по русскому языку — к написанию сочинения-рассуждения. Дан подробный анализ задания, приведены практические советы по написанию каждой из частей экзаменационной работы: определению проблемы и авторской позиции, созданию текстового комментария, формулировке собственного мнения и аргументов к тезису как литературных, так и основанных на жизненном материале — всё в соответствии с критериями 2019 года демоверсии ЕГЭ по русскому языку.

ЕГЭ. Русский язык. Учимся писать сочинение

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5
СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5
ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ 7
Тренинг к разделу «Формулируем проблему» 15
КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ 19
Тренинг к разделу «Комментируем проблему» 35
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА 37
Тренинг к разделу «Определяем позицию автора» 42
ВЫРАЖАЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ 46
ОБОСНОВЫВАЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ 47
ПРИВОДИМ АРГУМЕНТЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЧИТАТЕЛЬСКОМ ОПЫТЕ 48
ПРИВОДИМ АРГУМЕНТЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЖИЗНЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ 61
Тренинг к разделу «Аргументируем свою точку зрения» 65
ДЕЛАЕМ ВЫВОД-ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ Е.А. СИКИРИЧ 79
ВЫСТУПАЕМ В РОЛИ ЭКСПЕРТОВ И ОЦЕНИВАЕМ СОЧИНЕНИЯ, НАПИСАННЫЕ ПО ТЕКСТУ Н.С. ЛЕСКОВА 83
ОБРАЗЦЫ ГОТОВЫХ СОЧИНЕНИЙ 100
ТЕКСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ 112
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ ТРЕНИНГОВ 123
КЛЮЧИ К ТЕСТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ 125

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Рассмотрим основные этапы работы над сочинением второй части ЕГЭ по русскому языку и их последовательность.
СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задание ко второй части во всех вариантах ЕГЭ по русскому языку одинаково и сформулировано следующим образом:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сама формулировка задания «подсказывает» композицию экзаменационного сочинения и намечает количество абзацев в нём.
Опираясь на текст задания, составим следующий план написания экзаменационного сочинения, каждый пункт которого соответствует новой красной строке.
План написания экзаменационного сочинения
1) Напишите вступление (1-2 предложения).
2) Сформулируйте проблему.
3) Прокомментируйте проблему, напишите о том, как автор раскрывает эту проблему в тексте:
а) приведите первый пример из прочитанного текста, который важен для понимания проблемы и поясните его;
б) приведите второй пример из прочитанного текста, который тоже важен для понимания проблемы и поясните его;
в) укажите смысловую связь между ними.
4) Определите позицию автора исходного текста по данной проблеме.
5) Заявите ваше согласие или несогласие с позицией автора.
6) Выскажите собственное мнение (тот ТЕЗИС, который вы должны обосновать).
7) Обоснуйте своё мнение, то есть приведите суждение (аргумент), в доказательство справедливости собственного мнения, он может опираться на читательский опыт или на знания и жизненные впечатления.
8) Напишите заключение — краткий итоговый вывод.
Приведём примеры возможного начала сочинения, в котором во втором абзаце формулируется проблема, а первый служит вступлением — «мостиком» к её постановке:
1) Прочитав текст NN, невольно задаёшься вопросом: «Что хотел сказать читателям автор? К какой проблеме он стремился привлечь наше внимание?»
Ответы на эти вопросы я попытаюсь найти в своём сочинении.
В предложенном для анализа тексте ставится проблема бережного отношения к книге.
2) Упоминание о войне никого не оставляет равнодушным. Страшные испытания, бедствия, гибель, ранения, страдания, разрушение — именно такие ассоциации вызывает это слово. О войне, о её разрушительных последствиях в судьбе человека говорится в приведённом отрывке из произведения замечательного русского писателя Леонида Андреева.
В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему нравственной оценки факта войны и душевного состояния человека, участвующего в ней.
6
ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
Проблема — это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Проблема чаще всего связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.
Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Возникает вопрос: какую из них выбрать для комментария и положить в основу экзаменационного сочинения?
Рекомендуем сосредоточиться на проблеме, которая
— находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является главной, а не второстепенной (по поводу именно главной проблемы отчётливо высказывает свою позицию автор исходного текста, так что на это тоже можно ориентироваться, начиная работу над сочинением);
— даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения).
Таким образом, выбирать проблему для комментирования лучше всего,
• задавая себе вопрос: по поводу какой проблемы автор отчётливо выражает свою позицию в тексте:
• опираясь на остальные смысловые части сочинения.
Сформулировать проблему можно двумя способами: вопросительным предложением или повествовательным.
В формулировке задания 27 выделено слово «поставленных»: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста…» Это изменение должно ещё раз конкретизировать коммуникативную задачу, стоящую перед участником экзамена.
В толковых словарях русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и С.И. Ожегова даётся следующее толкование словам:
Ставить — предлагать для решения, выполнения, обсуждения; выдвигать. Ставить серьёзно задачу перед кем-нибудь. Ставить твёрдые сроки. Правильно ставить вопрос. Правильно ставить вопрос. Ставить новую тему, задачу. Ставить новую проблему на обсуждение.
Затронуть — перен. Излагая, обратить мимоходом внимание на что-нибудь., слегка коснуться чего-нибудь в речи, (книжн.). Затронуть вопрос. Затронуть старую тему.
Упомянуть — 1. о ком-чём. Коснуться кого-, чего-н. в речи, рассказе. Он обещал при случае упомянуть о моей просьбе. 2. кого-что. Вскользь, к случаю, между прочим назвать кого- или что-нибудь в речи. Рассказчик упомянул имя человека, хорошо всем известного. 3. кого-что. Назвать, перечислить. Упомянутые выше лица зачислены на службу.
В методических рекомендациях ФИПИ говорится о том, что необходимо при формулировке проблемы употреблять глагол «ставить».
Способы формулировки проблемы Примеры
1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует решения), после которого делается отсылка к исходному тексту. Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоззренческих позиций? Именно эту сложную проблему ставит в данном тексте NN. Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Именно эту сложную проблему ставит в своём тексте
2. Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?) В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему (чего?) отцов и детей. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте NN ставится проблема (чего? ) одиночества.
Примечания.
1) Формулируя проблему, если вы не уверены в правильном определении вами жанра, нежелательно использовать слова «статья», «очерк», «рассказ», например: «В статье NN ставится проблема роли книги в жизни человека», «В предложенном для анализа очерке автор ставит проблему одиночества», «Именно этой сложной проблеме посвящён рассказ писателя NN».
Лучше употреблять слово «текст». Хотя если вы уверены в правильном определении вами жанра предлагаемого текста, то это замечание не для вас.
2) Нельзя формулировать проблему следующим образом: «Проблема этого текста в том, что…». Это грубая речевая ошибка, которая, к сожалению, часто встречается в экзаменационных сочинениях выпускников.
3) Помните о том, что предлог «ПО» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с изменениями: «По C.JI. Львову». Поэтому при обозначении проблемы можно допустить серьёзную грамматическую ошибку, построив предложение следующим образом: «В тексте по С.Л. Львову поднимается проблема равнодушия». Следует писать так: «В тексте (КОГО?) С.Л. Львова поднимается проблема равнодушия».
4) При формулировке проблемы не стоит использовать синтаксические конструкции, представляющие собой несколько подряд идущих имён существительных, употреблённых в родительном падеже: «В тексте В. Никляева затрагивается проблема (ЧЕГО?) отсутствия (ЧЕГО?) способности (ЧЕГО?) радостного восприятия (ЧЕГО?) окружающего мира».
Такое построение предложения затрудняет чтение. Поэтому в этом случае проблему лучше сформулировать в виде вопроса: «Почему у некоторых людей отсутствует способность радостного восприятия окружающего мира? Именно эту сложную проблему поднимает в предложенном для анализа тексте NN».
5) Грамматической ошибкой при формулировке проблемы является указание имени и отчества автора исходного текста после его фамилии: «Б тексте Львова Сергея Львовича поднимается проблема равнодушия». Эта распространённая неточность вызвана тем, что из информации об авторе текста, которая начинается
традиционным для энциклопедической справки образом (сначала фамилия, затем имя и отчество), эта формула без изменений попадает в сочинение. Однако в отличие от справки, выполненной в научном стиле, в сочинении публицистического характера имя и отчество автора (его инициалы) должны предшествовать фамилии: «В тексте Сергея Львовича Львова поднимается проблема равнодушия».

Предложения интернет-магазинов