ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажер. Подготовка к написанию сочинения

ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажер. Подготовка к написанию сочинения. Данное пособие предназначено для обучения написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Книга состоит из трёх частей. В первой части собраны тексты и задания, которые помогут научиться выделять и формулировать проблему, поставленную в тексте, и определять и формулировать позицию автора по данной проблеме.
Задания второй части предназначены для формирования умения создавать комментарий к проблеме.
Основная цель третьей части — научить учащихся обосновывать свою позицию. Как известно, это можно делать, опираясь на какой-либо текст. Этот тип обоснования и предлагается отработать.

ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажер. Подготовка к написанию сочинения

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ И ПОЗИЦИЮ АВТОРА 5
Анализ мини-текстов 7
Повторяем орфографию и пунктуацию 68
ПИШЕМ КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ 77
Анализ мини-текстов 79
Повторяем пунктуацию 131
ОБОСНОВЫВАЕМ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ПО ПРОБЛЕМЕ 139
Анализ мини-текстов 141
Повторяем орфографию и пунктуацию 191
ОТВЕТЫ 199
Ответы к разделу «Формулируем проблему и позицию автора» 199
Ответы к разделу «Пишем комментарий к проблеме» 209
Ответы к разделу «Обосновываем свою позицию по проблеме» 216
Приложение 222

Он был нашей совестью. Он не знал компромиссов, столкнувшись с тем, что считал недостойным. Его порядочность в таких случаях проявлялась не доказательствами и спорами — он, смешно надувшись, что-то бормоча под нос, не желая разговаривать, уходил, и это было сильнее всяких объяснений.
(По книге Ю. Нагибина* «Школьный альбом» )
Нагибин Юрий Маркович (1920-1994) — русский прозаик, журналист и сценарист, участник Великой Отечественной войны.
1. Перескажите текст устно.
2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).
В тексте говорится о _
3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).
4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.
Столкнувшись с тем, что он считал недостойным, Павлик старался убедить окружающих в своей правоте.
5. Определите проблему, поставленную автором текста.
6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.7. Определите главную мысль текста (позицию автора).
15. Если я как писатель скажу: «Я шёл и увидел разрушенную церковь», — этим я ещё ничего не скажу. Может быть, её надо было разрушить, может быть, хорошо, что она разрушена. Или, напротив, может быть, разрушение её есть проявление варварства, уничтожение истоков культуры целого народа… Ничего нельзя понять из фразы: «Я шёл и увидел разрушенную церковь».
Непозволительно и кричать: «Ах, как хорошо, что церковь разрушена!» или «Ах, как плохо, что её не стало!»
Задача художника написать такую фразу или ряд фраз, чтобы читатель сам воскликнул: «Вот хорошо!» или «Вот безобразие!» или просто побежал бы на площадь бить в рельс.
(По книге В. Солоухина* «Осенние листья» )
*Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) — русский советский писатель, видный представитель «деревенской прозы».
1. Перескажите текст устно.
2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).
В тексте говорится о _

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).
4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Писателю не следует формулировать идеи впрямую.
5. Определите проблему, поставленную автором текста.
б. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.
7. Определите главную мысль текста (позицию автора).101
16. Знаменитая смоленская стена… В последнее время о ней много говорят. Теперь можно надеяться, что сооружение царя Бориса не будет уничтожено, хотя, конечно, о восстановлении стен и башен в первоначальном виде нельзя и мечтать. Если сейчас нельзя трогать самих стен, то не запрещено, к сожалению, вывозить песок из древних рвов и валов. Когда постепенно вынут из-под стен почву, они, естественно, начнут разрушаться. Остальное само время доделает. И тогда может получиться так, что вместо чудесного исторического пейзажа — разоренье, а рядом — масса песчаных косогоров. Пора уже подумать о том, чтобы не только не губить сам памятник, но и относиться бережно к территории вокруг него.
(По записям в «Путевой книжке» Н. Рериха*)
*Рерих (Рёрих) Николай Константинович (1874-1947) — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.
1. Перескажите текст устно.
2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).
В тексте говорится о ___
3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).
4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.
Знаменитая смоленская стена разрушается, потому что никто ничего не делает, чтобы её сохранить.
5. Определите проблему, поставленную автором текста.
6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.
102
7. Определите главную мысль текста (позицию автора).
17. Пуще всего не запугивайте себя сами, не говорите: «Один в поле не воин» и прочее. Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силён. Не подражайте тоже некоторым фразёрам, которые говорят поминутно, чтобы их слышали: «Не дают ничего делать, связывают руки, вселяют в душу отчаяние и разочарование!» и прочее и прочее. Всё это фразёры и герои поэм дурного тона, рисующиеся лентяи. Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра. Истинный делатель, вступив на путь, сразу увидит перед собою столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет хоть что-нибудь сделать. Все настоящие делатели про это знают.
(По книге Ф. М. Достоевского «Дневник писателя» )
1. Перескажите текст устно.
2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).
В тексте говорится о _
3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).
103
4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.
Человек, желающий приносить пользу людям, может многое сделать.
5. Определите проблему, поставленную автором текста.
6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.
7. Определите главную мысль текста (позицию автора).
104
18. Как успокаивает бульвар в тихие, послеполуденные часы! На нём играют дети, а на солнечной стороне сидят старики: бульвар — страна стариков и детей. Лет пятнадцать назад стариков было меньше, чем детей, потом стало одинаково много и детей, и стариков, теперь детей чуть меньше.
Бульвары постарели… Это особенно ощутимо ранней осенью, когда уже слегка прохладно и тихо опадают липы и тополя. Я люблю бульвары, они успокаивают, в них есть что-то от вечности.
В мире могут создавать нового Адама из полуфабрикатов, заказывать гороскопы кибернетическим машинам, испытывать под землёй фантастической мощности водородные бомбы — на бульварах будут играть дети и сидеть на солнечной стороне старики. И, наверное, естественно и хорошо, что бульвары чуть постарели: четверть века нет большой войны…
(По повести Е. Богата* «Вечный человек» )
*Богат Евгений Михайлович (1923-1985) — советский журналист, писатель.
1. Перескажите текст устно.
2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).
В тексте говорится о _ • _
3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).
4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Особенно хороши бульвары ранней весной.
5. Определите проблему, поставленную автором текста.
6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.
105
7. Определите главную мысль текста (позицию автора).
19. Патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей нашей необъятной стране. Как не исключает любовь к своей школе, скажем, любви прежде всего к своему учителю.
Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.
(По книге Д. Лихачёва* «Земляродная» )
*Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
1. Перескажите текст устно.
2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).
В тексте говорится о _
3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).
106
4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.
Любовь к Родине постепенно «растёт» в человеке.
5. Определите проблему, поставленную автором текста.
6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.
7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

Предложения интернет-магазинов