ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажёр

ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажёр. Книга содержит множество тематических заданий для отработки каждого элемента содержания ЕГЭ по русскому языку, а также диагностические и контрольные варианты экзаменационной работы. Уникальная методика подготовки, созданная разработчиками ЕГЭ, поможет учащимся научиться правильно оформлять работу, акцентировать внимание на формулировках ряда заданий и избегать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно как в классе, так и дома. Книга рассчитана на один учебный год, однако при необходимости позволит в кратчайшие сроки выявить пробелы в знаниях ученика и отработать те задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно за несколько дней до экзамена.

ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажёр

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Обращение к учащимся 5
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6
Ответы для самопроверки 18
ЧАСТЬ 1 19
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ 19
Выделение главной и второстепенной информации в тексте (1) 19
Средства связи предложений в тексте (2) 22
Лексическое значение слова в тексте (3) 25
НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 29
Орфоэпические нормы (постановка ударения) (4) 29
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) (5, 6) 30
Морфологические нормы (образование форм слова) (7) 34
Синтаксические нормы (нормы согласования, нормы управления, порядок слов в предложении, нормы построения простого и сложного предложений) (8) 36
НОРМЫ ОРФОГРАФИИ 42
Правописание корней слова (9) 42
Правописание приставок (10) 43
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) (11) 45
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (12) 46
Правописание НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи (13) 48
Слитное, дефисное, раздельное написание слов (14) 50
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи (15) 53
НОРМЫ ПУНКТУАЦИИ 55
Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (16) 55
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами: определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями (17) 57
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (18) 58
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (19) 60
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (20) 61

Выполняем задания формата ЕГЭ
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В Академическом словаре, в отличие от словаря Даля, понятие отрочества определено нечётко.

2) Не все люди следуют тем принципам и решениям, которые были выработаны ещё в отроческом возрасте.
3) Никто ещё не вывел законов чтения.
4) Важно в отрочестве успеть прочитать и хорошие, и плохие книги.
5) Существуют книги, которые никому не надо предлагать читать в отроческом возрасте, потому что в этот период смысл книги не будет осознан.
Ответ: __.
Анализируем результаты, делаем выводы
Сверьте свои ответы с ответами, приведёнными в конце пособия. Если Вы ошиблись, подумайте, с чем это связано и что необходимо предпринять, чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем. Запишите свой вывод.
Типологический анализ текста. Функционально-смысловые типы речи
(23)
Выполняем задания формата ЕГЭ
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-4 представлено описание.
2) В предложениях 18-22 содержатся аргументы к утверждению, высказанному в предложении
3) Предложения 30-31 текста называют причину того, о чём говорится в предложении 29.
4) В предложениях 37-38 представлено повествование.
5) В предложениях 40-43 представлено рассуждение.
Ответ:
Анализируем результаты, делаем выводы
Сверьте свои ответы с ответами, приведёнными в конце пособия. Если Вы ошиблись, подумайте, с чем это связано и что необходимо предпринять, чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем. Запишите свой вывод.
67
Лексический анализ текста. Лексическое значение слова в тексте. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению в тексте
(24)
Выполняем задания формата ЕГЭ
24. Из предложений 44-48 выпишите антонимы (антонимическую пару). Ответ:

Анализируем результаты, делаем выводы
Сверьте свои ответы с ответами, приведёнными в конце пособия. Если Вы ошиблись, подумайте, с чем это связано и что необходимо предпринять, чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем. Запишите свой вывод.
Средства связи предложений в тексте
(25)
Выполняем задания формата ЕГЭ
25. Среди предложений 9-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью наречия, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: _
І ш I Анализируем результаты, делаем выводы
Сверьте свои ответы с ответами, приведёнными в конце пособия. Если Вы ошиблись, подумайте, с чем это связано и что необходимо предпринять, чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем. Запишите свой вывод.

Языковые средства выразительности в тексте
(26)
Выполняем задания формата ЕГЭ
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-26.

Критерии оценивания ответа на задание 27 Баллы
III Грамотность
К7 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3
Допущены одна-две ошибки 2
Допущены три-четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
К8 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3
Допущены одна — три ошибки 2
Допущены четыре-пять ошибок 1
Допущено шесть и более ошибок 0
К9 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет 2
Допущены одна-две ошибки 1
Допущено три и более ошибок 0
К10 Соблюдение речевых норм
Допущено не более одной речевой ошибки 2
Допущены две-три ошибки 1
Допущено четыре и более ошибок 0
К11 Соблюдение этических норм
Этические ошибки в работе отсутствуют 1
Допущены этические ошибки (одна и более) 0
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1
Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале 0
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) 24
При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150-300 слов2.
1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).
2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 — пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — допущено не более двух ошибок;
К8 — допущены одна — три ошибки;
К9 — грамматических ошибок нет;
К10 — допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7-К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Предложения интернет-магазинов