ЕГЭ 2020. Физика. 100 баллов. Громцева О.И.

ЕГЭ 2020. Физика. 100 баллов. Данное пособие охватывает весь школьный курс физики, начиная с «Механики» и заканчивая «Квантовой физикой». Оно содержит определения, законы, формулы, алгоритмы решения физических задач и «слова-подсказки» к их решению, в которых иногда скрывается ключ самого решения. В книге приведено большое количество задач в формате ЕГЭ для самостоятельного решения, которые подобраны по принципу от простого к сложному. Пособие предназначено для старшеклассников, готовящихся к выпускному экзамену по физике.

ЕГЭ 2020. Физика. 100 баллов. Громцева О.И.

ПРЕДИСЛОВИЕ 6
Работа идеального газа 209
Первое начало термодинамики 211
Тепловые машины 216
8. ЭЛЕКТРОСТАТИКА
Определите массу поднимаемого груза. Температура воды равна 7 °С, атмосферное давление на уровне моря равно 105 Па. Объемом груза и стенок понтона пренебречь. Плотность воды 1000 кг/м3. Молярная масса воздуха 0,029 кг/моль.
Закон Дальтона
Закон Дальтона справедлив для смеси газов: давление смеси газов равно сумме их парциальных давлений. Например, давление воздуха складывается из давления азота, кислорода, углекислого газа, водяного пара и т.д.
Парциальное давление — давление, которое производил бы данный газ, если бы другие газы отсутствовали.
Пример задачи на закон Дальтона
Газы находятся в сосудах, соединенных трубкой с краном. Какое установится давление, если открыть кран?
Основная идея: после открытия крана и первый, и второй газы заполнят сразу оба сосуда. Для первого газа (из закона Бойля—Мариотта)
ЗАДАЧИ
40. В сосуде неизменного объема находилась при комнатной температуре смесь двух идеальных газов, по 1 моль каждого. Половину содержимого сосуда выпустили, а затем добавили в сосуд 2 моль второго газа. Как изменились в результате парциальные давления газов и их суммарное давление, если температура газов в сосуде поддерживалась неизменной?
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) парциальное давление первого газа 1) увеличилось Б) давление газа в сосуде 2) уменьшилось
3) не изменилось
Ответ:
Как по графику определить, какому изопроцеееу соответствует данный участок?
Если график располагается перпендикулярно некоторой оси, то величина, указанная на ней, сохраняется.
Следует запомнить особые случаи: изотермы в осях р, V— гиперболы; изобары в осях V, Т — прямые, выходящие из начала координат. Изохоры в осях р,Т— прямые, выходящие из начала координат.
ЗАДАЧИ
41. Какой из графиков, изображенных на рисунке, соответствует процессу, проведенному при постоянной температуре газа?
Ответ’.
42. На рисунке представлены графики процессов, проводимых с постоянным количеством идеального газа. Какой из графиков соответствует изобарному процессу?
Ответ:
43. На рисунке представлены графики процессов, проводимых с постоянным количеством идеального газа. Какой график соответствует изохорному процессу?
р, кПа
Как по графику изопроцесса узнать характер изменения физических величин?
В изобарном и изохорном процессах величины, не указанные на осях, изменяются так же, как те, изменение которых видно из графика.
В изотермическом процессе, если увеличивается давление, то объем уменьшается, и наоборот.
ЗАДАЧИ
44. На рисунке показан цикл, осуществляемый с идеальным газом. Какой участок соответствует изобарному расширению?
Ответ:
45. На рисунке показан цикл изменения состояния идеального газа. Какой участок соответствует изотермическому сжатию?
Ответ:
Как выяснить характер изменения величины, если переход из одного состояния в другое не является изопроцессом?
Самостоятельно провести изолинии через начальную и конечную точки графика.
Чем выше располагается изотерма, тем большая температура ей соответствует. Более высокой изобаре в осях (V, Т) соответствует меньшее давление. Более высокой изохоре в осях (р, Т) соответствует меньший объем.
Испарение и конденсация. Влажность воздуха
Испарение — переход молекул вещества из жидкого состояния в газообразное, причем процесс парообразования происходит только со свободной поверхности жидкости. Испарение бывает при любой температуре, так как всегда найдутся достаточно «быстрые» молекулы, способные преодолеть притяжение молекул жидкости. Запомните, что в результате испарения из жидкости вылетают самые быстрые молекулы, поэтому температура жидкости понижается.
Скорость испарения зависит от:
1) температуры жидкости (больше или меньше «быстрых» молекул);
2) рода жидкости (сильнее или слабее взаимодействие между молекулами);
3) наличия воздушных потоков;
4) влажности воздуха;
5) площади открытой поверхности.
Конденсация — процесс, обратный испарению, т.е. молекулы из газообразного состояния переходят в жидкое. В открытом сосуде всегда преобладает испарение, а в герметично закрытом сосуде устанавливается равновесие между этими процессами.
Динамическое равновесие — это состояние, при котором число испарившихся за единицу времени молекул равно числу сконденсированных. Пар, находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью, называют насыщенным.
Давление насыщенного пара в изотермическом процессе не зависит от объема. При уменьшении объема пара «лишние» молекулы воды конденсируются, а при увеличении объема недостаток молекул восполняется за счет испарения. В итоге через некоторое время снова наступает динамическое равновесие.
46. В цилиндре под поршнем находятся вода и насыщенный водяной пар. Поршень медленно изотермически вдвигают в цилиндр. Как изменяются при этом давление водяного пара и его масса? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ