ОГЭ. Биология. Раздел «Человек и его здоровье». Лернер Г.И.

ОГЭ. Биология. Раздел Человек и его здоровье. Одним из самых важных и интересных в школьной биологии является раздел «Человек и его здоровье». Знания и навыки, полученные при изучении материала, в полной мере подготовят школьника к реальной жизни. Научат не только понимать и объяснять анатомию и физиологию тела человека, но и знать, как предохранить себя от распространенных инфекционных заболеваний; а также умению оказать первую помощь пострадавшему.
В пособие включены материалы раздела «Человек и его здоровье» по основным темам школьного курса: «Строение и функции систем органов тела человека», «Высшая нервная деятельность», «Строение и функции органов чувств», «Эндокринная система, железы внутренней секреции».

ОГЭ. Биология. Раздел «Человек и его здоровье». Лернер Г.И.

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 4
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
1. Ткани 7
2. Строение и функции опорно-двигательной системы 11
3. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови 16
4. Строение и функции системы органов кровообращения. 23
5. Строение и функции дыхательной системы 29
6. Строение и функции пищеварительной системы 34
7. Обмен веществ в организме 41
8. Строение и функции выделительной системы 46
9. Нервная система. Общий план строения. Функции 50
10. Строение и функции спинного мозга 53
11. Строение и функции головного мозга 55
12. Строение и функции вегетативной нервной системы 60
13. Высшая нервная деятельность 63
14. Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения 69
15. Орган слуха и равновесия 72
16. Обонятельный и вкусовой анализаторы 75
17. Кожа, ее строение и функции 76
18. Эндокринная система. Железы внутренней секреции 78
Ответы к примерам заданий 87
14. Органы чувств (анализаторы).
Строение и функции органов зрения
Анализаторы — совокупность нервных образований, обеспечивающих осознание и оценку действующих на организм раздражителей. Анализатор представляет собой функциональную систему, состоящую из воспринимающих раздражение рецепторов, проводящей части и центральной части — определенной области коры головного мозга, где формируются ощущения.
Рецепторы — чувствительные окончания, превращающие энергию внешнего раздражителя в энергию нервных импульсов. Могут быть представлены свободными нервными окончаниями, чувствительными клетками, образованиями, окружающими нервные окончания и делающие его чувствительным. Различают интерорецепторы и проприорецепторы.
Проводниковая часть состоит из соответствующего нерва и проводящих путей.
Центральная часть — отдел ЦНС, включающий подкорковые ядра, обеспечивающие осуществление ориентировочных рефлексов, и корковый центр — ядро анализатора.
Зрительный анализатор — обеспечивает получение и обработку зрительной информации из окружающей среды. Он состоит из трех частей: периферической (глаз), проводниковой (зрительного нерва) и центральной (подкорковой и зрительной зоны коры головного мозга).
Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата, к которому относятся веки, ресницы, слезные железы и мышцы глазного яблока.
Шаровидной формы глазное яблоко располагается в глазнице. Глазное яблоко окружено тремя оболочками: фиброзной, задний отдел которой образован непрозрачной белочной оболочкой (склерой), сосудистой и сетчатой. Часть сосудистой оболочки, снабженная пигментами, называется радужной оболочкой.
В сосудистую оболочку входит также ресничное тело, состоящее в основном из ресничной мышцы, изменяющей кривизну хрусталика. В центре радужной оболочки находится зрачок, который может изменять диаметр своего отверстия за счет сокращения кольцевых и радиальных мышц.
Задняя часть сетчатки воспринимает световые раздражения. Передняя ее часть — слепая и не содержит светочувствительных элементов. Светочувствительными элементами сетчатки являются палочки (обеспечивают зрение в сумерках и темноте) и колбочки (рецепторы цветового зрения, работающие при высокой освещенности). Колбочки расположены ближе к центру сетчатки (желтое пятно), а палочки концентрируются на ее периферии. Место выхода зрительного нерва называется слепым пятном.
Полость глазного яблока заполнена стекловидным телом. Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы. Он способен изменять свою кривизну при сокращениях ресничной мышцы. При рассматривании близких предметов хрусталик сжимается, при рассматривании отдаленных — расширяется.
Такая способность хрусталика называется аккомодацией. Между роговицей и радужкой находится передняя камера глаза, между радужкой и хрусталиком — задняя камера. Обе камеры заполнены прозрачной жидкостью. Лучи света, отражаясь от предметов, проходят через роговицу, влажные камеры, хрусталик, стекловидное тело и, благодаря преломлению в хрусталике, попадают на желтое пятно сетчатки — место наилучшего видения.
При этом возникает действительное, обратное, уменьшенное изображение предмета. От сетчатки по зрительному нерву импульсы поступают в центральную часть анализатора — зрительную зону коры мозга, расположенную в затылочной доле. В коре информация, полученная от рецепторов сетчатки, перерабатывается, и человек воспринимает естественное отражение объекта.
В светочувствительных рецепторах — палочках имеется красный пигмент — родопсин, а в колбочках — иодопсин. Фотохимические реакции способствуют разложению этих пигментов. В темноте они восстанавливаются. Для восстановления родопсина необходим витамин А. При его недостатке возникает куриная слепота, т. е. ослабление сумеречного зрения. С помощью колбочек человек различает красный, зеленый и сине-фиолетовый цвета. Остальные цвета различаются в зависимости от силы и совпадения во времени зрительных раздражений.
Нормальное зрительное восприятие обусловлено:
достаточным световым потоком.
фокусированием изображения на сетчатке (фокусирование перед сетчаткой означает близорукость, а за сетчаткой — дальнозоркость).
осуществлением аккомодационного рефлекса.
Важнейшим показателем зрения является его острота, т.е. предельная способность глаза различать мелкие объекты.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ № 13
1. На сетчатке возникает изображение предмета:
а) нормальное; б) перевернутое, уменьшенное; в) перевернутое, увеличенное.
2. Аккомодация — это:
а) возбуждение зрительных рецепторов; б) вращение глаза, при боковом расположении предмета; в) способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета; г) способность видеть в темноте.
3. Объясните причины близорукости и дальнозоркости.
4. Как работает зрительный анализатор?
5. Как устроена оптическая система глаза?
15. Орган слуха и равновесия
Слуховой анализатор обеспечивает восприятие звуковой информации и ее обработку в центральных отделах коры головного мозга. Периферическую часть анализатора образуют: ухо и слуховой нерв. Центральная часть образована подкорковыми центрами среднего и промежуточного мозга и височной зоной коры.
Ухо — парный орган, состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха.
Наружное ухо включает ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку.

Предложения интернет-магазинов