Химия. Алгоритмы выполнения типовых заданий. Крышилович Е.В., Мостовых В.А.

Химия. Алгоритмы выполнения типовых заданий. Пособие включает две части: первая — раздел с заданиями, вторая — ответы к ним. Каждая глава первой части соответствует номеру задания экзаменационной работы, содержит его описание, указывает, на проверку каких знаний и навыков оно направлено, сколько времени потребуется на выполнение, какой уровень сложности, какой максимальный балл оценивания, а также включает план выполнения задания, пример с разбором, справочный материал, блок заданий для самостоятельной работы. Пособие адресовано учащимся 10—11 классов для подготовки к ЕГЭ по химии и учителям для организации учебного процесса.

Химия. Алгоритмы выполнения типовых заданий. Крышилович Е.В., Мостовых В.А.

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Современные представления о строении атома 6
2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева 18
3. Степень окисления химических элементов 22
4. Химическая связь и строение вещества 26
5. Классификация неорганических веществ. Номенклатура 31
6. Химические свойства металлов, неметаллов и оксидов 40
7. Химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот и солей 49
8. Химические свойства неорганических веществ. Нахождение вещества 55
9. Химические свойства неорганических веществ. Нахождение продукта реакции 60
10. Взаимосвязь неорганических веществ 64
11. Классификация органических веществ. Номенклатура 70
12. Теория строения органических соединений. Типы связей 77
13. Химические свойства и получение углеводородов 82
14. Химические свойства и получение кислородсодержащих органических соединений 89
15. Азотсодержащие органические соединения 96
16. Углеводороды. Установление соответствия 102
17. Кислородсодержащие органические соединения. Установление соответствия 111
18. Взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений 119
19. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии 124
20. Скорость химической реакции 130
21. Окислительно-восстановительные реакции. Установление соответствия…. 134
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Чтобы избежать ошибок при решении задачи и заработать первый балл, следует:
• работая с текстом задачи, чётко определить, какой класс органических соединений предложен в задаче, и использовать общую формулу именно этого класса;
• знать химические свойства органических соединений; для того чтобы успешно преодолеть первый этап решения данного типа задач, нужно уметь записывать уравнения химических реакций в общем виде;
• сначала записать предложенную в задаче реакцию на каком-либо конкретном веществе, затем перевести её в общий вид;
научиться расставлять коэффициенты, особое внимание при этом уделить реакциям сгорания как углеводородов, так и кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений.
Только при правильно написанной реакции со всеми коэффициентами выставляется 1 балл.
2. Чтобы без ошибок выполнить задание и получить второй балл, необходимо:
• знать основную формулу, которая используется на данном этапе, — определение количества через молярную массу (или молярный объём);
• понимать, что запись этой формулы при решении даёт возможность визуального контакта и быстрее наводит на мысль, как обработать данные задачи;
• чётко вести записи:
к. определения количества известного вещества; ^ сопоставления по уравнению и вывода количества искомого вещества;
к расчёта молярной массы искомого вещества.
Например. Работа с общей формулой вещества и расчёт л, если известна молярная масса вещества. Если М^Н^ОН) = 46; 12л + 2л + 1 + 16 + 1 = 46; 14л = 28; л = 2.
При расчётах нельзя допускать грубого округления: л должно получиться целым числом. В противном случае надо искать ошибку — пересмотреть общую формулу вещества, коэффициенты, пересчитать молярную массу.
3. Чтобы избежать ошибок при решении задачи и заработать третий балл, следует:
• при записи ответа обязательно обратиться к тексту задачи и внимательно прочитать вопрос. Варианты:
к определить молекулярную формулу; к определить структурную формулу и назвать вещество; к написать все структурные изомеры для данного вещества и т. д.;
• записывая ответ, чётко следовать заданному вопросу;
• чётко следуя описанию химических процессов, написать уравнения химических реакций.
Обычно решение этих задач не представляет особых сложностей, однако баллы часто теряются:
• из-за некорректного оформления;
• решения не математическим путём, а методом перебора;
• неверно составленной общей формулы вещества;
• ошибки в уравнении реакции с участием вещества, записанного в общем виде;
• ошибки в написании структурной формулы и подтверждения свойств (получения) данного вещества.
Пояснение:
Подобную электронную формулу внешнего энергетического уровня в возбуждённом состоянии могут иметь элементы шестой группы — это сера и селен, так как, во-первых, собирая верхние индексы s-, р- и d-подуровней (1 +3 + 2), мы получаем цифру 6 — это и есть номер группы, во-вторых, мы видим результат распаривания электронов с внешнего s-, р-подуровней на предвнешний d-подуровень, который подтверждает (или указывает), что это не с/-элемент.
Пояснение:
Валентные электроны находятся на внешнем уровне для элементов главных подгрупп и на внешнем и предвнешнем уровнях для элементов побочных подгрупп. Находим в таблице химических элементов, что сера — элемент VI группы главной подгруппы, следовательно, имеет шесть валентных электронов на внешнем уровне, то есть один ответ есть — это 5. Второй ответ находим, вспоминая, что хром — это элемент шестой группы побочной подгруппы, имеет шесть неспа-ренных электронов — один на внешнем уровне (элемент-исключение, происходит проскок электрона с внешнего на предвнешний уровень) и пять электронов на предвнешнем уровне, то есть в общем шесть неспаренных валентных электронов (ответ 4).
Пояснение:
Четыре элемента (С, В, F, N) находятся во втором периоде. С02 (1) (степень окисления углерода в оксиде — +4). В203 (2) (степень окисления бора в оксиде — +3). OF2 (3) (степень окисления кислорода во фториде — +2). N205 (5) (степень окисления азота в оксиде — +5).
Элемент фтор не образует оксида, так как фтор является окислителем кислорода, а не наоборот, поэтому применять название «оксид фтора» к соединению OF2 неверно. Соединение OF2 называется фторидом кислорода(Н).
Бор, углерод и азот — элементы второго периода в порядке возрастания высшей степени окисления в оксиде.
2, 3. Пояснение:
Элемент магний (1) (II группа, главная подгруппа) имеет всегда постоянную степень окисления в соединениях, равную +2. Элемент хлор (2) (VII группа, главная подгруппа) имеет несколько степеней окисления в соединениях: -1; +1; +3; +5; +7. Элемент азот (3) (V группа, главная подгруппа) проявляет несколько степеней окисления в соединениях: -3; +1; ±3; +4; +5. Элемент кремний (4) (IV группа, главная подгруппа) может проявлять в соединениях следующие степени окисления: -4; +2; +4. Элемент гелий (5) (VIII группа, главная подгруппа) проявляет степень окисления, равную О.
Пояснение:
A) NH4CI — технический хлорид аммония (хлористый аммоний, техническое название — нашатырь (3). Б) NaHC03 — названия: питьевая сода, пищевая сода (1), бикарбонат натрия, натрий двууглекислый — кислая соль угольной кислоты и натрия. В) Fe304 — железная окалина (2); термин применяется к окислам не всех металлов, а только железа и меди. Данный минерал ещё называется «магнитный железняк».

Серебро (1), медь (2), золото (4) входят в группу неактивных металлов, поэтому с водой ни при каких условиях не взаимодействуют.
Цинк (3) относится к металлам средней активности, которые взаимодействуют с водой при нагревании. Железо (5) принадлежит к металлам средней активности, которые взаимодействуют с водой только при нагревании.
Пояснение:
Бром — типичный неметалл, химически активный, так как связь между атомами одинарная и радиус атома относительно большой. Взаимодействует с неметаллами (но с кислородом, азотом, углеродом непосредственно не взаимодействует) и металлами; со сложными веществами: водой, щелочами, кислотами-восстановителями и солями избирательно. В соответствии с перечисленными свойствами бром будет взаимодействовать с кальцием (1) и серой (5).
Пояснение:
Алюминий в ряду активности металлов стоит до водорода, следовательно, вступает в реакцию с раствором соляной кислоты (1) с образованием соли и выделением водорода. Алюминий не взаимодействует с сульфидом меди (2), так как данная соль нерастворима в воде. Концентрированная азотная кислота (3) пассивирует алюминий при нормальных условиях, реакция не идёт. Реакция алюминия с хлоридом натрия (4) невозможна, так как натрий — более активный металл. С раствором гидроксида калия (5) алюминий взаимодействует как амфотерный металл с образованием комплексной соли и выделением водорода.
Пояснение:
Водород — неметалл и сильный восстановитель, вступает в реакции с металлами, неметаллами и оксидами металлов. Из предложенных веществ с водородом будут реагировать оксиды железа(Ш) (2) и хрома(Ш) (5). Другие оксиды в реакцию с водородом не вступают, так как оксид бария (1) образован активным металлом, остальные — оксиды неметаллов (3, 4).

Предложения интернет-магазинов