Химия. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Химия. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Новый справочник включает весь теоретический материал школьного курса по химии, необходимый для подготовки и сдачи единого государственного экзамена.
Содержание книги основано на контрольно-измерительных материалах, определяющих объем учебного материала, который проверяется государственной итоговой аттестацией.
Теоретический материал справочника изложен в краткой и доступной форме. Четкость изложения и наглядность учебного материала позволят эффективно подготовиться к экзамену.

Химия. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 12
ВАЖНЕЙШИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ 14
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ 18
1.1. Современные представления о строении атома 18
1.1.1. Строение электронных оболочек атомов элементов 18
Примеры заданий 24
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 25
1.2.1. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам 25
Примеры заданий 28
1.2.2. Общая характеристика металлов IA—ША-групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов 28
Примеры заданий 29
1.2.3. Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
и особенностям строения их атомов 30
Примеры заданий 30
1.2.4. Общая характеристика неметаллов IVA—VIIA-групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
и особенностями строения их атомов 31
Примеры заданий 31
1.3. Химическая связь и строение вещества 32
1.3.1. Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь.
Металлическая связь. Водородная связь 32
Примеры заданий 36
1.3.2. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов 37
Примеры заданий 39
Примеры заданий
1. Бутанол-1 образуется в результате взаимодействия
1) бутаналя с водой
2) бутена-1 с водным раствором щелочи
3) 1-хлорбутана с водным раствором щёлочи
4) 1,2-дихлорбутана с водой
2. Глицерин получается в реакции
1) ацетилена с водой
2) диэтилового эфира со щелочью
3) этена с перманганатом калия в кислой среде
4) гидролиза жиров
3. Бензойная кислота образуется при окислении перманганатом калия
1) этилбензола
2) 1,4-диметилбензола
3) фенола
4) бензола
4.2. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОМЫШЛЕННЫХ СПОСОБАХ ПОЛУЧЕНИЯ ВАЖНЕЙШИХ ВЕЩЕСТВ
4.2.1. Понятие о металлургии:
общие способы получения металлов
Металлы в природе встречаются в основном в виде оксидов или солей: сульфидов, сульфатов, хлоридов, силикатов и др. Степени окисления металлов в их соединениях — положительные, поэтому выделение металлов из этих соединений сводится к их восстановлению. Наука о промышленном получении металлов из природного сырья называется металлургией.
Промышленные методы получения металлов
можно разделить на группы: гидрометаллургические, электрометаллургические и пирометаллурги-ческие.
Способы получения металлов
Электролиз расплавов солей Химическое восстановление из соединений Металлы встречаются в природе в самородном виде или могут быть получены обжигом руды
Li, К, Са, Na, Mg, А1 Mn, Zn, Cr, Fe, Pb, Си Hg, Ag, Pt, Au
активность металла уменьшается

Среди всех металлов по объему производства первое место занимает железо. Все вопросы, касающиеся получения железа и его сплавов (чугуна и стали), относятся к черной металлургии.
Получение железа из руд происходит в вертикальных печах — домнах. Доменный процесс — восстановление железа из его оксидов при высокой температуре. Через верхнюю часть домны загружают железную руду (источник железа), кокс (топливо и восстановитель) и известняк (для образования шлака, растворяющего тугоплавкие примеси и защищающего расплавленное железо от
Образующийся чугун содержит 2-4% углерода, поскольку в условиях доменного процесса углерод растворяется в железе. Более 85% выплавляемого чугуна перерабатывают в сталь, в которой содержание углерода не превышает 2%, путем продувки жидкого чугуна воздухом или кислородом. Превращение чугуна в сталь происходит благодаря окислению кислородом содержащихся в чугуне примесей (кремния, марганца, углерода и др.) и последующему удалению их из расплава.
Примеры заданий
1. Металл невозможно получить при электролизе водного раствора
1) иодида лития 3) хлорида цинка(П)
2) сульфата меди(ІІ) 4) нитрата свинца(П)
2. Способом получения ртути является
1) электролиз раствора хлорида
2) электролиз расплава оксида
3) обжиг сульфида
4) восстановление оксида углеродом
3. Способом получения магния является
1) обжиг сульфида
2) восстановление оксида углеродом
3) электролиз расплава хлорида
4) электролиз раствора оксида в расплавленном криолите
4.2.2. Общие научные принципы химического
производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
Возможность управлять состоянием равновесия, изменяя внешние условия, имеет большое значение для получения многих химических веществ. Сдвиг равновесия в сторону продуктов реакции увеличивает их количество (выход), сдвиг равновесия в сторону реагентов — уменьшает.
Многие промышленные химические процессы являются обратимыми. К ним относятся, например, синтез аммиака, окисление S02 до S03 в ходе производства серной кислоты, получение метанола из синтез-газа.

Для ускорения достижение равновесия обычно применяют катализаторы.
Реакции образования аммиака, триоксида серы, метанола проходит в газовой фазе. Все эти реакции являются экзотермическими. Следуя принципу Jle Шателье, для увеличения выхода во всех этих случаях нужно уменьшить температуру. Однако чрезмерное понижение температуры может привести к существенному замедлению скорости реакции, и равновесие будет достигаться очень долго. Учитывая все факторы, эти процессы ведут при температуре в несколько сотен градусов Цельсия.
В ходе рассматриваемых реакций количество газообразных веществ уменьшается. Поэтому выход должен увеличиться при повышении давления. Основным ограничением в этом случае является прочность используемой аппаратуры.
При указанных условиях проведения реакций равновесный выход продукта невелик. Поэтому после отделения продукта непрореагировавшие газы возвращают в производство для повторного взаимодействия, т.е. используют принцип циркуляции (движение газа по замкнутой траектории).
При этом нагретые газы, выходящие из реактора, направляют в теплообменник для того, чтобы повысить температуру реагентов, т.е. используют принцип теплообмена (перенос теплоты от более нагретого газа к менее нагретому).
Получение серной кислоты из триоксида серы и воды сопровождается выделением такого большого количества теплоты, что вода испаряется и образуется туман. Чтобы избежать этого, триоксид серы поглощают серной кислотой. Полученный продукт — олеум — затем разбавляют водой до нужной концентрации серной кислоты.

Предложения интернет-магазинов