Обществознание. Полный курс в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ

Обществознание. Полный курс в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ. Структура книги соответствуют современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы (КИМ) ОГЭ. Пособие включает разделы: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право». Полнота, компактность, наглядность и чёткость изложения — в виде таблиц и схем — обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену без привлечения дополнительной литературы.

Обществознание. Полный курс в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 7
Блок-модуль 1 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Тема 1.1. Общество как форма жизнедеятельности людей . . 8
Тема 1.2. Взаимодействие общества и природы 9
Тема 1.3. Основные сферы общественной жизни, их взаимодействие 10
Тема 1.4. Биологическое и социальное в человеке 11
Тема 1.5. Личность. Особенности подросткового возраста . . 14
Тема 1.6. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение) 17
Тема 1.7. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение 25
Тема 1.8. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение 32
Блок-модуль 2 СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 2.1. Сфера духовной культуры и её особенности 35
Тема 2.2. Наука в жизни современного общества 37
Тема 2.3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации 40
Тема 2.4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести 44
Тема 2.5. Мораль 48
Тема 2.6. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность 51
В учебном пособии компактно и доступно в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена (ОГЭ) по общество-знанию представлен материал по этому курсу в виде таблиц и схем.
Такая графическая наглядность нацелена на:
• выявление основных аспектов темы;
• раскрытие сути описываемых обществоведческих понятий и их взаимосвязей;
• концентрацию внимания на ключевых сторонах учебного материала.
Пособие позволит систематизировать обществоведческие знания учащихся, проверяемые на ОГЭ, конкретизировать их без избыточного усложнённого текстового сопровождения. Это поможет при подготовке к текущей, промежуточной, итоговой аттестации в форме ОГЭ по об-ществознанию.
Настоящее пособие не заменяет учебники по обще-ствознанию основной школы, а является дополнением к ним.
Методика работы учащихся с пособием предполагает следующие формы учебной деятельности:
— самостоятельное изучение соответствующей темы кодификатора по параграфам учебника, а затем её закрепление по представленным таблицам и схемам;
— использование содержания пособия в качестве краткого систематизированного справочника по обществозна-нию для подготовки к сдаче ОГЭ.
Пособие также может найти применение в деятельности учителя по организации изучения и повторения учащимися обществоведческого курса.
7
Блок-модуль 1 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Тема 1.1. ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
Схема 1
ПОНЯТИЕ «ОБЩЕСТВО»
Схема 2
ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВА
Схема 3
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 1.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
Схема 4
ПОНЯТИЕ «ПРИРОДА»Схема 10
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
Тема 1.3. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Схема 6
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Сферы (области) общественной жизни — взаимодействующие части общества, главные её составляющие
Наименование основных сфер общественной жизни Их содержание Элементы и отношения
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Экономическая Область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей Собственность, деньги, налоги, бюджет, предпринимательство, отношения людей в процессе производства и др.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА
Индивид (индивидуум) (от лат. individuum — неделимое, особь) Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) Личность (от лат. persona — маска актёра)
Отдельно взятый представитель всего человеческого рода Неповторимое своеобразие отдельного человека (биологические и социальные особенности), набор его уникальных свойств Социально и духовно развитый человек
Выражает самую общую характеристику человека, свидетельствующую о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. Не фиксируются какие-либо особенные свойства человека Выражает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и личности: внешний облик, манеры поведения, характер и т. д. Выражает особые, свойственные только данному человеку социальные качества: взгляды, способности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности. Отражает лишь социально значимое в человеке
Понятие биологическое и социальное Понятие, раскрывающее биологические и социальные особенности Понятие социальное (социально-историческое), так как личностью не рождаются, а становятся в обществе

Тема 1.5. ЛИЧНОСТЬ. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Схема 9
ЛИЧНОСТЬ: ЕЁ СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Быстрый и непропорциональный рост массы и длины тела, развитие вторичных половых признаков. • Завершение формирования костной ткани, увеличение мышечной массы. • Быстрое развитие организма —» трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжения головного мозга —> перепады сосудистого и мышечного тонуса —» быстрая смена физического состояния, эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения
Психологические • Дальнейшее развитие познавательных процессов и формирование личности —» изменение интересов, которые становятся более избирательными и устойчивыми. Потеря первостепенного значения учебных интересов. • Начало демонстрации успехов в конкретном виде деятельности, высказывание мыслей о будущей профессии. • Обострение потребности в дружбе. • Чувствительность к оценке своей внешности посторонними людьми. • Начало ориентации на «взрослую» жизнь, всё большее вхождение в общую жизнь общества
Познавательные • Решение интеллектуальных задач осуществляется значительно легче, быстрее и эффективнее, чем у ребёнка младшего школьного возраста. • Продолжение развития теоретического мышления
Поведенческие • Эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, более высокая, чем у взрослых, физическая активность. • Стремление к общению со сверстниками, ориентация на идеалы» коллектива. • Крайняя самонадеянность и безаппеляционность суждения в отношении окружающих. • Сочетание внимательности с поразительной чёрствостью, болезненной застенчивости с развязностью. •

Предложения интернет-магазинов