Обществознание. Справочник для подготовки к ОГЭ

Обществознание. Справочник для подготовки к ОГЭ. В справочнике, адресованном выпускникам 9 классов общеобразовательных учреждений, представлен материал курса «Обществознание» в объёме, проверяемом на основном государственном экзамене. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы ОГЭ. Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».

Обществознание. Справочник для подготовки к ОГЭ

Описание учебника

Содержание
Предисловие 6
БЛОК-МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Тема 1.1. Общество как форма жизнедеятельности людей 12
Тема 1.2. Взаимодействие общества и природы 14
Тема 1.3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь 16
Тема 1.4. Биологическое и социальное в человеке 17
Тема 1.5. Личность. Особенности подросткового возраста 19
Тема 1.6. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение) 23
Тема 1.7. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение 30
Тема 1.8. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение 40
БЛОК-МОДУЛЬ 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 2.1. Сфера духовной культуры и её особенности. . 43
Тема 2.2. Наука в жизни современного общества 44
Тема 2.3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации 48
Тема 2.4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести 52
Тема 2.5. Мораль 58
Тема 2.6. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность 61
БЛОК-МОДУЛЬ 3. ЭКОНОМИКА
Тема 3.1. Экономика, её роль в жизни общества 65
Тема 3.2. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов 68
Виды уголовных наказаний
• Штраф.
• Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
• Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград.
• Обязательные работы (выполнение в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно-полезных работ).
• Исправительные работы (отбываются по месту работы осуждённого).
• Ограничение по военной службе.
• Конфискация имущества.
• Ограничение свободы (содержание осуждённого в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора).
• Арест (содержание осуждённого в условиях строгой изоляции от общества).

Если несовершеннолетний достиг возраста 16 лет (или 14 лет в вышеперечисленных случаях), но вследствие отставания в психическом развитии во время совершения преступления не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Формы уголовной ответственности несовершеннолетних
С назначением наказания: виды наказания Без назначения наказания: принудительные меры воспитательного воздействия
• Штраф [может взыскиваться с самого осуждённого при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, или с его родителей (или их законных представителей) с их согласия]. • Лишение права заниматься определённой деятельностью (например, работать с детьми). • Предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причинённого его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. • Передача под надзор родителей или лиц, их замещающих, либо специализированного государственного органа.

С назначением наказания: виды наказания Без назначения наказания: принудительные меры воспитательного воздействия
• Обязательные работы (на срок от 40 до 160 часов), посильные для несовершеннолетних. • Исправительные работы (на срок до 1 года). • Арест (назначается несовершеннолетним осуждённым, достигшим к моменту вынесения приговора 16-летнего возраста, на срок от 1 до 4 месяцев). • Лишение свободы (назначается несовершеннолетним осуждённым в возрасте до 16 лет, на срок не свыше 6 лет; этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях) • Возложение обязанности загладить причинённый вред с учётом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. • Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (запрет посещения определённых мест, использование определённых форм досуга, ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток)
При назначении наказания учитываются условия жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего, а также влияние на него старших по возрасту. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Если принудительная мера воспитательного воздействия оказалась неэффективной, она отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Несовершеннолетний, осуждённый за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобождён судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия

Образец задания
(Б) Установите соответствие между примерами преступлений и их видами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
A) привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности
Б) мошенничество
B) умышленное уничтожение имущества
Г) дезертирство
Д) возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды
ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1) в сфере экономики
2) против государственной власти
3) против военной службы
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Ответ:

Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию
Часть 1
При выполнении заданий 1—20 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Общество в узком смысле слова — это
1) определённый этап исторического развития человечества
2) часть окружающей среды, которая создана человеком
3) совокупность элементов живой и неживой природы
4) способ отношения человека к внешнему миру Ответ:
2. Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности
1) политической 3) художественной
2) интеллектуальной 4) государственной
3. Ольга работает технологом в конструкторском бюро. Она является принципиальным и ответственным человеком. В свободное от работы время она посещает курсы по изучению английского языка. Всё это характеризует Ольгу как
1)специалиста 3)индивида
2) гражданина 4) личность Ответ:
4. Верны ли следующие суждения об общении?
А. В процессе общения нельзя проявлять уступчивость.
Б. В процессе общения формируется такое важнейшее качество человека, как принципиальность.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ:

5. Кинофильмы «Иваново детство» и «Андрей Рублёв» режиссёра А. А. Тарковского открыли новую страницу психологического кино. Этот пример иллюстрирует сферу
6. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Развитые религии имеют свою организацию — церковь.
Б. Религия включает мифологию, культовые и обрядовые действия.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ:
7. Экономика как наука
1) изучает особенности оказания населению образовательных услуг
2) анализирует расширение сети парикмахерских салонов
3) исследует ресурсосберегающие технологии
4) изучает законы развития хозяйства и способы его рационального ведения
Ответ:
8. Характерной особенностью малого предпринимательства является
1) нацеленность на получение прибыли
2) склонность к риску
3) принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности
4) относительно невысокие затраты на управление Ответ:
9. Фермерское хозяйство, принадлежащее семье Е., успешно развивается и приносит доход. Здесь в одном лице совмещаются собственники и работники. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о частной собственности?
1) обусловливает формы распределения, обмена, потребления
2) представляет собой основу рыночной экономики
1)религии
2)науки
3) образования
4) искусства
3) является фундаментом системы общественно-экономических отношений
4) определяет положение социальных групп и слоёв в обществе
Ответ:

Предложения интернет-магазинов