ОГЭ. Литература. Справочник

ОГЭ. Литература. Справочник. Структура пособия соответствует этапам подготовки к экзамену. Знакомясь с содержанием Раздела I «Рекомендации к выполнению заданий КИМ ОГЭ по литературе», выпускники получают возможность проверить свою готовность к сдаче экзамена и убедиться в том, как важно на экзамене показать знание текста. Выполняя задания в формате государственной аттестации, ученики могут оценить свои знания и умения, определить направления индивидуальной подготовки.Пособие составлено с учётом специфики основных учебных программ по предмету и содержит краткий теоретический курс основного общего образования, представленный на основе кодификатора, разработанного Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

ОГЭ. Литература. Справочник

Описание учебника

Анализ особенностей композиции позволяет понять идею произведения.
Композиция
Композиция (от лат. «составление, связывание») — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.
Писатель сочетает между собой части и элементы произведения, они взаимодействуют, дополняют друг друга и образуют единое целое. Композиция есть у каждого литературного произведения. И в романе, и в лирическом стихотворении есть свои принципы построения, последовательность входящих в него элементов, расположенных в определённой системе.
Например, изображая героя, писатель будет постепенно вводить в произведение рассказ о тех или иных свойствах характера, включать описание внешности героя, его комнаты, обращая внимание на которые читатель может получить полное представление о художественном образе. Описание внешности героя (портрет), события, с ним происходившие (эпизоды), поступки, которые он совершает, описания окружающей природы (пейзаж), детали обстановки, в которой герой живёт (интерьер), характеристику его переживаний, собственно прямую речь героя и др. — всё важно для создания художественного образа и его восприятия.
Писатель продумывает последовательность и взаимодействие отдельных элементов.

Особенности в последовательности отдельных событий в произведении, в соединении отдельных элементов произведения создают своеобразие композиции.
Действие может начинаться с конца событий, последующие эпизоды восстанавливают ход событий. Это обратная композиция.
Писатель обрамляет события произведения, использует повтор описаний, действий, в стихотворном произведении — строф. Это кольцевая композиция.
Писатель использует приём ретроспекции — возвращения действия в прошлое — например, рассказ о прошлом Чичикова в последней, одиннадцатой главе поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
Нередко используется приём «рассказа в рассказе», когда герой рассказывает какую-то свою историю. Например, рассказ Ивана Васильевича в рассказе JI. Н. Толстого «После бала».
Композиция всегда выступает для автора важнейшим способом воплощения идеи произведения; размышления над особенностями композиции помогают читателю понять идею произведения.
Принято выделять внешнюю и внутреннюю композицию произведения. Внешняя композиция — это деление на главы, части (тома, отдельные повести) произведения.
В таком делении, как и в каждой детали произведения, прослеживается замысел автора; осмысление особенностей композиции позволяет читателю понять идею произведения.
Литературное произведение представляет собой единое художественное целое, в которое входят отдельные элементы. Эти элементы самостоятельны и взаимосвязаны. Принцип связи отдельных элементов в единое целое и является композицией произведения, особенности взаимосвязи являются особенностями композиции.
Элементы композиции
Внесюжетные элементы, (эпиграф, вставные рассказы и эпизоды, письма, сны, истории, рассказанные героями, песни, воспоминания, лирические отступления) — элементы композиции, части произведения, не имеющие прямого отношения к сюжетному действию, не продвигающие сюжет. При этом внесюжетные элементы не менее важны, чем сам сюжет, они помогают автору донести идею произведения до читателя.
К внесюжетным элементам произведения относятся вставные эпизоды («Повесть о капитане Копейкине» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), авторские отступления (например, рассказ автора о театре и русских драматургах в 1-й главе романа «Евгений Онегин» («Волшебный край! Там в стары годы…»).
К внесюжетным элементам может быть отнесен и рассказ героя, например рассказы мальчиков в «Бежином луге» И. С. Тургенева.
Эпиграф — небольшой текст — цитата, пословица или поговорка, реплика из разговора, которую автор помещает перед началом произведения. Эпиграф отражает основную мысль произведения. Обратив внимание на эпиграф, читатель уже в какой-то степени подготовлен к чтению, пониманию идеи произведения.
Лирические отступления — форма авторской речи, слово автора-повествователя, дающего оценку описываемым событиям, комментирующего их, высказывающего собственную точку зрения на события. Лирические отступления могут быть посвящены вопросам, не имеющим прямого отношения к теме произведения.
Лирические отступления могут быть включены для представления высшей, идеальной точки зрения (некоторые лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души») и устанавить сердечно-интимный, эмоциональный контакт автора с читателем, родственный «внушению» в лирической поэзии. Лирические отступления особенно органичны для романа (повести) в стихах ввиду условности стихотворной формы и эмоциональных возможностей поэтической речи (например, роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Книга про бойца» А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»).
Например, лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». «Я пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница»,— так сообщал А. С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным», подчёркивая его нетрадиционность. В восьмой главе автор называет свой роман «свободным». Свобода — это прежде всего непринуждённая беседа с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей авторского «я».

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Задание 1
Что такое «лирические отступления»? Почему это внесюжетный элемент композиции?
Задание 2
Приведите примеры из художественных произведений, в которых присутствуют лирические отступления.
Повествование в художественном эпическом или лиро-эпическом произведении может вестись или от третьего лица: автор произведения является будто бы сторонним наблюдателем и просто фиксирует действия, описывает портрет, пейзаж, интерьер — это автор-повествователь, или от первого лица: автор, который обозначает себя местоимением «я», — это мнимый автор истории (когда мнимый автор каким-то образом участвует в действии, как, например, в повести «Максим Максимыч», его называют рассказчиком или автором-рассказчиком), или от лица героя, и тогда всю историю рассказывает герой (в «Журнале Печорина» повествование ведётся от лица Печорина — герой-рассказчик).
Автор-повествователь
Автор-повествователь — условный носитель авторской речи (не связанной с речью какого-либо персонажа) в прозаическом произведении, от лица которого ведётся повествование, субъект речи (повествователь). Автор-повествователь проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.
Автор-повествователь безличен, но всеведущ: рассказывает не только о событиях, но и о еле заметных движениях души героя, характеризует его натуру, знает его прошлое, настоящее, будущее и т. д. Всезнание повествователя не мотивируется ничем (тогда как рассказчик рассказывает чаще о том, чему был свидетель, ведёт повествование от первого лица). От автора-повествовате-ля ведётся повествование, например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» или в рассказе «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и др. Автор-повествователь может быть бесстрастен в своём слове, может быть, напротив, оценочен, что зависит от писательской индивидуальности и художественного метода (стремление к объективной манере повествования — тенденция реалистическая).
Как правило, автор-повествователь не имеет ясно выраженного внешнего облика, у него нет имени, ничего не говорится о его жизненных обстоятельствах, о судьбе. Всё это абсолютно естественно связывается с создателем произведения. Этим он тоже отличается от автобиографического героя. Образ автора-повествователя складывается из тех черт характера и психологии автора, особенностей его мировосприятия и нравственного облика, которые мы можем установить, анализируя повествование.
В некоторых произведениях образ автора-повествователя создаётся как бы за пределами повествования — в авторских отступлениях. Это монологи автора, в которых прямо высказывается его точка зрения, комментируется происходящее, отражается его духовный мир. Ярким примером такого произведения, где «автор» — самостоятельный художественный образ, возникающий вне повествования, является роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Повествование и авторские отступления могут быть одинаково важными для создания образа автора-повествователя, как, например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», хотя автор по-разному обнаруживает себя в них. Автор может быть и участником событий. Таков автор-повествователь в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Это молодой офицер, встречающий Максима Максимыча, передающий его рассказ о Печорине («Бэла»), а затем и рассказывающий о случайной встрече Максима Максимыча с Печориным («Максим Макси-мыч»). Отметим, что автор-повествователь в романе Лермонтова участвует в событиях, лишь обрамляющих основные и совершенно самостоятельные сюжеты, в которых главным действующим лицом является Печорин.
В разных произведениях одного писателя возможно появление различных авторов-повествователей. В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки) и не звучит на сцене.
Образ автора-повествователя может быть как бы скрытым, мало заметным, иногда, наоборот, отчётливо выраженным в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Иногда образ автора-повествователя называют образом автора и образом рассказчика. Это неверно, потому что может привести к отождествлению языка, характеризующего образ автора-повествователя, образ рассказчика — персонажа, который с присущими ему особенностями речи рассказывает о себе и других людях или о событиях, с которыми был связан (например, в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина всё повествование ведётся от лица Гринёва и самого автора).

Предложения интернет-магазинов