ОГЭ. Обществознание. Интенсивный курс подготовки с разбором реальных тестовых заданий. Маркин С.А.

ОГЭ. Обществознание. Интенсивный курс подготовки с разбором реальных тестовых заданий. В книге представлены подробные алгоритмы решения каждого задания ОГЭ по обществознанию, теоретические материалы и тренировочные варианты, которые полностью соответствуют требованиям Федерального института педагогических измерений. Издание поможет ученику с любым уровнем знаний в сжатые сроки подготовиться к успешной сдаче ОГЭ. Книга предназначена ученикам общеобразовательных организаций, учителям и репетиторам.

ОГЭ. Обществознание. Интенсивный курс подготовки с разбором реальных тестовых заданий. Маркин С.А.

Описание учебника

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4
Глава 1. Краткий теоретический материал по курсу обществознания 6
Раздел «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» 6
Раздел «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» 14
Раздел «ЭКОНОМИКА» 21
Раздел «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА» 32
Раздел «ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» 40
Раздел «ПРАВО» 56
Глава 2. Рекомендации по выполнению заданий части 1 экзамена 84
Рекомендации по выполнению заданий с выбором ответа 84
Тренировочные тестовые задания (№ 1-20) 87
Рекомендации по выполнению заданий на сравнение социальных объектов (№ 21) 92
Тренировочные тестовые задания (№ 21) 94
Рекомендации по выполнению заданий на установление соответствия (№ 22) 95
Тренировочные тестовые задания (№ 22) 97
Рекомендации по выполнению заданий по работе с диаграммами, гистограммами, таблицами (№ 23, № 24) 100
Рекомендации по выполнению задания № 24 108
Тренировочные тестовые задания (№ 23, № 24) 110
Рекомендации по выполнению заданий на определение характера суждения (№ 25) 116
Тренировочные тестовые задания (№ 25) 118
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?
Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее.
Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приведенный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.
В тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.
ОТВЕТЫ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯМогут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) борьба человечества с загрязнением природной среды;
2) важность сохранения культурной среды (проблема нравственной экологии);
3) знание истории — условие развития человека (значение культурной среды для человека).
27. Могут быть указаны следующие причины:
1) загрязнение среды негативно влияет на здоровье человека, угрожает его жизни;
2) загрязнение среды грозит гибелью человечеству;
3) природная среда служит источником «целительной силы» для человека.
Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
28. Могут быть приведены следующие подтверждения:
1) человек воспитывается в определенной культурной среде, усваивает нормы и образцы поведения;
2) только в культурной среде человек может выработать жизненные принципы, ценности, идеалы;
3) благодаря культурной среде человек вбирает прошлое своих предков.
Могут быть приведены другие подтверждения.
29. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) понимание смысла словосочетания «нравственная экология», например: нравственная экология подразумевает сохранность моральных ценностей, степень соблюдения членами общества моральных норм (может быть приведено иное понимание смысла словосочетания);
2) объяснения, например:
— соблюдение и уважение моральных норм обеспечивает взаимопонимание членов общества, помогая в определенных ситуациях предотвращать конфликты;

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
— моральные нормы и ценности влияют на формирование личности человека, определение им жизненных принципов и целей.
Могут быть даны другие объяснения.
30. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение приведенного в задании факта, например: человек, попадая в новую культурную среду, меняется под ее воздействием, перенимает некоторые ценности, образцы поведения (может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта);
2) фрагмент текста, например: «Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде».
31. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;
2) два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например: в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что проблема сохранения культурной среды равна по значимости экологическим проблемам, поскольку:
— культурная среда столь же необходима для развития и существования человечества, как и природная среда;
— потеря социальности человека равносильна, по сути, его уничтожению как вида;
в случае несогласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что экологические проблемы, несомненно, важнее, поскольку:
— культурная среда создается человеком, развивается вместе с обществом, поэтому ее потеря невозможна;
ОТВЕТЫ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

— человечество постоянно меняется, поэтому потеря некоторых устаревших ценностей, норм, образцов поведения не может создать угрозу его существованию.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Ответы на задания к тексту № 2
26. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) рост популярности дистанционной торговли;
2) дистанционный способ продажи товаров;
3) полнота информации о товаре как важное условие дистанционной покупки;
4) риски дистанционных покупок;
5) условия возврата товара, купленного дистанционно. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. В правильном ответе должны быть даны ответы на два вопроса:
1) ответ на первый вопрос: удобство дистанционной торговли состоит в том, что, не покидая дома или своего рабочего места, можно получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения;
2) ответ на второй вопрос: ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т.п.
Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
166
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
28. В правильном ответе должны быть даны ответы на два вопроса:
1) ответ на первый вопрос: особое внимание следует уделить полноте информации о продавце, товаре и об условиях покупки;
2) ответ на второй вопрос: в случае, если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по недостатку, покупатель будет знать, куда обратиться и предъявить претензию к покупке (товару).
Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
29. Могут быть высказаны следующие предположения:
1) несоответствие реального вида товара его изображению в каталоге;
2) невозможность по изображению определить реальное качество товара, материалов, из которых он изготовлен;
3) трудности с выбором размера обуви, одежды;
4) невозможность по изображению определить, насколько потребителю идет эта одежда, удачно ли она «сядет»; подойдет ли размер обуви и т.п.
Могут быть высказаны другие предположения.
30. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: потребитель, вернув товар, получает обратно свои деньги, которые может затем потратить на другие нужды (может быть дан другой ответ на первый вопрос);
2) два условия:
а) соблюдение установленного законом срока обмена товара;
б) сохранение товарного вида и потребительских свойств товара.
Условия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
ОТВЕТЫ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

31. В правильном ответе должны быть приведены рекомендации и даны соответствующие пояснения, например:
1) при покупке товара следует уделить особое внимание информации о товаре (чтобы понимать состав, правила эксплуатации, срок годности и потенциальные факторы риска, связанные с потреблением товара);
2) перед покупкой внимательно изучить информацию о производителе, узнать условия обмена-возврата товара (чтобы при необходимости вернуть деньги).
Могут быть приведены другие рекомендации, даны другие пояснения.
Ответы на задания к тексту № 3
26. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) роль образования в XXI в.;
2) нравственная ответственность человека науки;
3) молодые годы — время учебы;
4) уметь найти радость в учебе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
168
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
28. Могут быть названы следующие причины:
1) знания все растут и усложняются;
2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.
Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
29. В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: автор рекомендует ♦ умные» формы отдыха, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни;
2) два примера с указанием качеств, например:
а) занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнерами и соперниками;
б) чтение в свободные часы художественных произведений развивает силу воображения, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
30. Могут быть даны такие объяснения: человек несет нравственную ответственность за «все, что происходит в век машин и роботов», так как:
1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;
2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.
Могут быть даны другие объяснения.

Предложения интернет-магазинов