ОГЭ. Обществознание. Универсальный справочник

ОГЭ. Обществознание. Универсальный справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам школьного курса «Обществознание», а также тренировочные задания в форме ОГЭ с ответами. Кроме того, приводятся контрольные вопросы, темы для написания сочинений (эссе) и проведения дискуссий, а также темы индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Дополнительная справочная информация позволит учащимся углубить свои знания по обществознанию, расширить кругозор.Издание предназначено учащимся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по общество­знанию, для самостоятельного изучения курса в рамках семейного образования или экстерната.

ОГЭ. Обществознание. Универсальный справочник

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Раздел 1. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: ЕДИНСТВО БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЧАЛ 7
Тема 1. Природа человека. Деятельность и ее виды 7
Тема 2. Мир человеческих эмоций и чувств. Темперамент и характер 14
Тема 3. Потребности и способности людей 24
Тема 4. Половозрастные роли человека в современном обществе 35
Тема 5. Здоровье человека — его достояние и достояние общества 43
Тема 6. Смыслы человеческой свободы, ее поле и границы. Единство свободы и ответственности 50
Тема 7. Человек — дитя и часть природы. Влияние человека на природную среду 57
Тренировочные тестовые задания 63
Раздел 2. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА И САМОГО СЕБЯ 69
Тренировочные тестовые задания 87
Раздел 3. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОЕ. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ 93
Тема 1. Общество — продукт и среда жизнедеятельности человека 93
Тема 2. Пути и формы общественного развития. Противоречивость общественного прогресса 102
Тема 3. Общественная модернизация. Направление и смысл истории 107
Тема 4. Типология обществ. Общества традиционные, индустриальные, постиндустриальные 114
Тема 5. Портрет современной информационной цивилизации 119
Тема 6. Угрозы и вызовы современного человечества. Глобальные проблемы 125
Тема 7. Войны в прошлом и настоящем человечества. Угрозы миру 134
Тема 8. Терроризм — главная угроза современного мира 142
Тема 9. Пути и способы решения общечеловеческих проблем 149
Тренировочные тестовые задания 155
Назовите важнейшие государственные праздники России, подготовьте сообщения об истории их возникновения. Подготовьте рассказ о государственных праздниках других стран. Подготовьте выступление по теме: «Россия — суверенное государство».
Задачи государства
Любое государство, независимо от того, к какому историческому периоду оно относится, древнее оно или современное, выполняет по отношению к обществу определенные задачи, объединяет его на основе общих интересов.
Тема 3. Признаки и назначение государства

Направления деятельности государства можно разделить на две группы по сферам деятельности. Первую группу составляют внутренние задачи, которые связаны с регулированием государством внутренней жизни общества, вторую группу — внешние, в сфере отношений с другими странами. Внутренние, безусловно, являются для государства важнейшими, так как прежде всего необходимо обеспечить спокойствие, порядок и процветание в собственном доме, а уже затем интересоваться делами соседей.
Но внутренние дела государства тесно связаны с внешними. Если у вас беспокойное соседство, угрожающее вашей безопасности, то вы не сможете нормально заниматься и своими домашними проблемами.
Прежде всего государство призвано заниматься регулированием хозяйственной деятельности общества: обеспечивать общие условия развития экономики, устанавливать порядок налогообложения, организовывать взимание налогов. Государство стоит на страже собственности, защищая ее от посягательств. Хозяйственная деятельность государства прошла в своем развитии множество этапов. Так, государственная власть в Древнем Египте явилась, как вы уже знаете, организатором крупных общественных работ — строительства каналов, плотин, храмов. В эпоху западноевропейского Средневековья короли чеканили монету, покровительствовали торговцам, ремесленникам, защищали их. Неслучайно именно жители городов были заинтересованы в централизации страны.
Важна роль государства и в современной экономике. В государственный сектор входят очень важные для страны, хотя, как правило, и не слишком прибыльные отрасли. Это и новое строительство за государственный счет, и оборонные предприятия, большинство которых получают государственный заказ (в основном на выпуск оборонной продукции). Государство контролирует также экономическую и социальную инфраструктуру, включающую в себя средства связи, транспорт, энергетическую систему страны.
Государство призвано защищать жизнь, честь, достоинство, права и свободы граждан — жителей своей страны от произвола и насилия. Еще по древнеримским законам телесное повреждение, причиненное гражданину, и моральный ущерб, нанесенный клеветой, оскорблением, карались с одинаковой суровостью. Но если государство уклоняется от выполнения данной функции, может ли оно рассчитывать на поддержку со стороны граждан? Вряд ли. Только то государство, которое защищает своих граждан, в каком бы уголке мира они ни оказались, может пользоваться уважением и доверием народа. Порядок будет прочным и устойчивым там, где культурно-просветительская деятельность государства способствует развитию патриотизма, любви и уважения граждан к власти, законам, принимаемым ею. Задача государства — воспитать и вырастить поколение законопослушных, достойных граждан своей страны. Помимо задач организации и регулирования основных направлений жизни общества, государство призвано выполнять также задачи подавления, применения насилия по отношению к людям, преступающим законы. Неотвратимость и оперативность наказания за совершенное зло характеризуют мощь, эффективность государственных действий. Но сама мера насилия со стороны государства должна быть жестко определена законами. Она должна согласовываться с общественной опасностью преступных деяний и с интересами общества. Ограничивая права отдельных граждан, государство должно стоять на страже общества в целом. Любая власть призвана соблюдать принцип «не народ для государства, а государство для народа».
Истинно устойчивое, стабильное государство не должно уповать только на методы произвола и насилия даже в отношении не совсем добропорядочных граждан. Их невозможно осудить, если вина не доказана в полном соответствии с законодательством. Российский император Александр III, отнюдь не отличавшийся либеральными взглядами, резонно замечал: «На штык можно опереться, но есть с него нельзя». Не должно быть в современном мире государства всесильного и всеподавляющего. Его полномочия должны ограничиваться законом, а большой вес должно приобретать само зрелое гражданское общество, обладающее возможностью самоорганизации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Раскройте смысл следующих определений государства: а) государство — аппарат управления обществом; б) государство — ассоциация членов общества. В каком случае понятие государства будет синонимом понятия «страна»?
2. Что понимается под суверенитетом государства? Какие черты экономического и политического суверенитета Российской Федерации вы можете указать? Воспользуйтесь при подготовке ответа текстом Кон-сти ту ции Рос сий ской Фе де ра ции.
3. Дайте определение понятия «территория государства». Почему ее нельзя ограничивать только наземным пространством? Что представляет собой экономическая граница государственной территории? Для чего в государстве собираются налоги?
4. Для чего государство обзаводится чиновничеством — бюрократическим аппаратом? Каким этот аппарат должен быть с вашей точки зрения? Продолжите перечень следующих характеристик: хорошо подготовленным в профессиональном отношении, немногочисленным…
5. Дайте определение задач государства. Назовите основные направления его деятельности. Какие из них относятся к внутренним, а какие — к внешним?
6. В выполнении каких задач государство будет опираться на методы убеждения, ненасилия, а в каких случаях необходимо применение государственного (узаконенного) насилия, принуждения? Может ли государственная власть обойтись без функции подавления, без применения насилия? Аргументируйте свой ответ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Польское слово herb и немецкое Erbe в переводе означают «наследство». Сегодня под государственным гербом понимается отличительный знак государства, помещаемый на печатях, денежных знаках, бланках. Опираясь на первоначальный смысл слова «герб», определите, почему имен-
но он стал одним из важнейших символов государства. На гербах каких государств встречаются изображения орла, льва, белоголового орла? Как вы думаете, почему на гербах государств столь часто встречаются изображения животных и птиц? Как, по вашему мнению, власть и общество должны относиться к людям, которые неуважительно относятся к символике государства, оскорбляют их? Можно ли использовать изображения государственных символов в рекламе? Выскажите свое мнение.
2. Почему столь важно участие государства в культурно-воспитательной работе? Как вы полагаете, допустимо ли финансирование образования, здравоохранения, науки, культуры по так называемому остаточному принципу (т. е. выделять только те средства, которые остаются после финансирования всех остальных областей — военной, содержание аппарата и т. д.)? Какие опасности могут подстерегать государство, таким образом выполняющее свою культурно-просветительскую функцию? Почему в мире сочли необходимым определить минимально достаточный уровень финансирования сферы образования в 5% от национального дохода, для того чтобы страна могла считаться цивилизованной (в РФ в настоящее время менее 2%)?
3. Прочитайте строки государственных гимнов нашей страны разных эпох.
Гимн императорской России (с 1833 г.)
Боже, царя храни. Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам. Царствуй на страх врагам,
Царь православный. Боже, царя, царя храни. (Слова В. А. Жуковского).
Интернационал (до 1944 г. Гимн Советской России и СССР)
Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущенный И в смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим, Кто был ничем, тот станет всем. (Слова Э. Потье. Фрагмент).
Гимн Советского Союза (с 1944 г.)
Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки великая Русь. Да здравствует созданный волей народов Великий, могучий Советский Союз! Славься, Отечество наше свободное! (Слова С. В. Михалкова. Редакция 1977 г. Фрагмент)
Какую информацию о государственных порядках несут слова данных государственных гимнов?
4. Опишите государственные флаги и гербы дореволюционной России, СССР, Российской Федерации, Великобритании, США, Франции, Германии. Соберите материал об истории их возникновения.
Темы для домашних сочинений
Столичный облик Москвы. Гимны Российского государства.
Какими бы мне хотелось видеть символы Российского государства? Почитание символов государства — важная черта гражданина.
Тема 4. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ: МОНАРХИИ И РЕСПУБЛИКИ. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В большом государстве множественность дел требует самого быстрого их отправления, забота о его обороне также требует величайшей поспешности в исполнении приказов. В этом случае форма правления должна быть, следовательно, монархической (Ж.-П. Марат).
Слишком большая власть, внезапно обретенная одним из граждан при республике, превращает последнюю в монархию или в кое-что еще похуже. Народу всегда наследует деспот (А. Ривароля).
Какие проблемы затрагивают авторы высказываний? Влияет ли масштаб государства на форму правления? Поясните свою мысль.

Предложения интернет-магазинов