ОГЭ 2020. Литература. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ

ОГЭ 2020. Литература. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Предлагаемый сборник включает 10 вариантов контрольных измерительных материалов и Демонстрационный вариант для проведения основного государственного экзамена по литературе.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе позволит составить представление о том предметном содержании, на базе которого создаются реальные КИМ.
Инструкция по выполнению работы, являющаяся общей для всех вариантов, даётся перед вариантами КИМ в начале пособия.
В конце пособия размещены критерии проверки и оценивания выполнения заданий различных типов.

ОГЭ 2020. Литература. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ

Описание учебника

ЛИТЕРАТУРА: 10 ВАРИАНТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
5.12 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
5.13 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
5.14 Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
5.15 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
5.16 Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»
6 Из русской литературы второй половины XIX в.
6.1 А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору
6.2 И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору
6.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза»*, «Ещё шумел весёлый день…»*, «Чародейкою-зимою. ..» *
6.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Ласточки пропали…»*, «Ещё весны душистой нега…»*, «На заре ты её не буди…»*
6.5 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка»*, «Душно! Без счастья и воли…»*
6.6 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»*, «Дикий помещик»*, «Премудрый пискарь»*
6.7 Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору
6.8 Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору
6.9 Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»*
6.10 А.П.Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска»*, «Толстый и тонкий»*
7 Из русской литературы XX в. — начала XXI е.1
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы»*, «Танька»*
7.2 А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…»*, «О, я хочу безумно жить…»*, «О доблестях, о подвигах, о славе…»*
7.3. В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»*, «Хорошее отношение к лошадям»*, «Прозаседавшиеся»*
7.4 С.А. Есенин. Стихотворения: «Берёза»*, «Пороша»*, «Край любимый! Сердцу снятся…»*
7.5 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.6 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата»*, «Поединок»*)
1 Если формулировка задания 2.1-2.4 позволяет, то экзаменуемый может опираться на произведения новейшей отечественной литературы 1990-2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе.
КОДИФИКАТОР
7.7 В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал»*, «Чудик»*
7.8 А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»
7.9 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, B.JI. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору.)
7.10 Поэзия второй половины XX в. И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трёх авторов, по выбору.)
8 Из зарубежной литературы
8.1 Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты)
8.2 У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»
8.3 Ж.-Б. Мольер. Одна комедия по выбору
8.4 И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты)
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся,
достижение которого проверется на основном государственном экзамене по ЛИТЕРАТУРЕ
КИМ разрабатываются с опорой на важнейший раздел стандарта основного общего образования — «Требования к уровню подготовки выпускников». В кодификаторе эти требования цитируются не в полном объёме: изъяты следующие позиции, не проверяемые в рамках ОГЭ:
— умение выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
— умение строить устные высказывания в связи с изученным произведением;
— умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
— умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по литературе
В результате изучения литературы выпускник должен:
1 знать/пони мать:
1.1 образную природу словесного искусства;
1.2 содержание изученных литературных произведений;
Окончание табл.
1.3 основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
1.4 изученные теоретико-литературные понятия;
2 уметь:
2.1 воспринимать и анализировать художественный текст;
2.2 выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
2.3 определять род и жанр литературного произведения;
2.4 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
2.5 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
2.6 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
2.7 выявлять авторскую позицию;
2.8 выражать своё отношение к прочитанному;
2.9 владеть различными видами пересказа;
2.10 строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
2.11 понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
2.12 писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
3 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
3.1 создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
3.2 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.
Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй — на анализ лирического стихотворения (или басни).
Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя первые два задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3—5 предложений с опорой на текст.
Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа — 5—8 предложений).
Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи.
Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
Часть 2 содержит четыре темы сочинения, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Во время экзамена разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.
На выполнение работы даётся 235 минут. Рекомендуем 2 часа выделить на выполнение заданий части 1, а оставшееся время отвести на написание сочинения (часть 2).
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Все ответы экзаменационной работы записывайте чётко и разборчиво.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
В бланк ответов № 2 запишите номера заданий 1.1.1 и 1.1.2 и сформулируйте прямой связный ответ (3—5 предложений) на каждый вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1.1.1
1.1.2
Как Вы понимаете финальную мысль Предисловия?
Какую роль в приведённом Предисловии играет приём иронии?
В бланк ответов № 2 запишите номер задания 1.1.3.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5—8 предложений), аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста (можно обращаться и к другим эпизодам этих же произведений), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1.1.3
Сопоставьте фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с Предисловием к «Журналу Печорина» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Что сближает повествователей в оценках героев?
VII <…>
Но это кто в толпе избранной Стоит безмолвный и туманный? Для всех он кажется чужим. Мелькают лица перед ним Как ряд докучных привидений. Что, сплин иль страждущая спесь В его лице? Зачем он здесь? Кто он таков? Ужель Евгений? Ужели он?.. Так, точно он.
— Давно лн к нам он занесён?
VIII
Всё тот же ль он иль усмирился? Иль корчит также чудака? Скажите: чем он возвратился? Что нам представит он пока? Чем ныне явится? Мельмотом*, Космополитом, патриотом, Гарольдом**, квакером***, ханжой, Иль маской щегольнёт иной, Иль просто будет добрый малый, Как вы да я, как целый свет? По крайней мере мой совет: Отстать от моды обветшалой. Довольно он морочил свет…
— Знаком он вам? — И да и нет.

Предложения интернет-магазинов