ОГЭ 2020. Литература. 14 типовых вариантов

ОГЭ 2020. Литература. 14 типовых вариантов экзаменационных заданий Основного государственного экзамена. Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену в 9 классе по литературе. Пособие адресовано учителям и методистам для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену, оно также может быть использовано девятиклассниками для самоподготовки и самоконтроля.

ОГЭ 2020. Литература. 14 типовых вариантов

Описание учебника

ВАРИАНТ 13
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.3.
На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко: печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.
АС. Пушкин, 1829 г.
В бланк ответов № 2 запишите номера заданий 1.1.1 и 1.1.2 и сформулируйте прямой связный ответ (3-5 предложений) на каждый вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1.1.1. Какими чувствами охвачен лирический герой стихотворения?
1.1.2. Найдите в тексте приём звукописи. С какой целью он использован?
В бланк ответов № 2 запишите номер задания 1.1.3.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5-8 предложений), аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста (можно обращаться и к другим эпизодам этих же произведений), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1.1.3. Сравните стихотворение А.С. Пушкина с приведённым ниже стихотворением А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом…». В чём сходно и в чём различно звучание темы любви в этих произведениях?
Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет.
АА. Фет, 1843 г.
Часть 2
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (2.1-2.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется О баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
2.1. Как соотносятся строки стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал —
2.2. Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
2.3. Почему Н.В. Гоголь называет городничего, так легко одураченного Хлестаковым, «неглупым человеком»? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)
2.4. Что мне нравится в творчестве В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
2.5. Какие женские образы произведений русской литературы XIX-XX вв. Вам ^аиболее интересны и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
те, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего
с содержанием и проблематикой его лирики?

ВАРИАНТ 13
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.3.
Поэт
Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надёжный, без порока; Булат его хранит таинственный закал — Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу; Не по одной груди провёл он страшный след И не одну порвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба, Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и постыдным.
Он взят за Тереком отважным казаком На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина.
Теперь родных ножон, избитых на войне, Лишён героя спутник бедный, Игрушкой золотой он блещет на стене — Увы, бесславный и безвредный!
Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарёй, Никто с усердьем не читает…
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Своё утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол, на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блёстки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?
MJO. Лермонтов, 1838 г.
В бланк ответов № 2 запишите номера заданий 1.1.1 и 1.1.2 и сформулируйте прямой связный ответ (3-5 предложений) на каждый вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1.1.1. Как меняется настроение лирического героя стихотворения на протяжении текста?
1.1.2. В основе построения стихотворения два образа, соотносящиеся между собой, — кинжал и поэт (поэзия). Назовите этот композиционный приём. Какова его роль в стихотворении?
В бланк ответов № 2 запишите номер задания 1.1.3.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5-8 предложений), аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста (можно обращаться и к другим эпизодам этих же произведений), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1.1.3. Сравните стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже одноимённым стихотворением А.С. Пушкина. Чем схоже воплощение темы поэта и поэзии в этих произведениях?
Поэт
Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон. В заботах суетного света Он малодушно погружён; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснётся, Душа поэта встрепенётся, Как пробудившийся орёл. Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы; Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы…
АС. Пушкин, 1827 г.

Часть 2
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (2.1-2.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется О баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
2.1. Что дало основание В.Г. Белинскому назвать М.Ю. Лермонтова поэтом «совсем другой эпохи» по сравнению с А.С. Пушкиным?
2.2. Мир чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2.3. Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
2.4. Как раскрывается тема героизма в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»?
2.5. Нравственная проблематика в русской литературе XIX-XX вв. (На основе анализа одного-двух произведений)
те, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНИВАНИЮ РАБОТ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ1
Система оценивания экзаменационной работы по литературе
Критерии оценивания выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2, требующих написания связного ответа объёмом 3—5 предложений

Предложения интернет-магазинов