ОГЭ 2020. Литература. 20 тренировочных вариантов. Самойлова Е.А.

ОГЭ 2020. Литература. 20 тренировочных вариантов. В предлагаемых тренировочных вариантах для подготовки к ОГЭ проверяются умения характеризовать и классифицировать художественные тексты, умение не только грамотно и точно выражать свою позицию и аргументировать собственную точку зрения, но и умение видеть и обозначать позицию автора, создавать собственные тексты и т.д.
Использование тренировочных вариантов в процессе подготовки к экзамену по литературе позволяет достаточно быстро получить информацию об уровне восприятия школьниками того или иного литературного произведения и усвоения ими отдельных литературоведческих понятий, обрабатывать эту информацию, сравнивать достижения или недостатки подготовки и т.д.

ОГЭ 2020. Литература. 20 тренировочных вариантов. Самойлова Е.А.

Описание учебника


Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1-5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
Напишите сочинение объёмом не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии необходимо проанализировать тексты не меньше двух произведений.
Не искажайте авторскую позицию, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1 Как рассматривается тема смерти и бессмертия в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник»?
5.2 Можно ли найти в Чацком черты романтического героя? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
5.3 В чём, по-вашему, смысл фантастического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
5.4 Как вы понимаете слова В.В. Маяковского «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»? (На примере двух-трёх стихотворений по выбору выпускника.)
5.5 В каких произведениях отечественной и зарубежной литературы рассказывается о том, насколько губительной может стать власть денег и почему? (На основе анализа од ного-двух произведений.)
ВАРИАНТ 20
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2; 2.1 или 2.2.
При выполнении заданий не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмёмся к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены, и уже сменила её приятная теплота. Кони мчатся… как соблазнительно крадётся дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся и «Не белы снеги», и сап лошадей, и шум колёс, и уже храпишь, прижавши к углу своего соседа. Проснулся: пять станций убежало назад; луна, неведомый город, церкви с старинными деревянными куполами и чернеющими остроконечьями, тёмные бревенчатые и белые каменные дома. Сияние месяца там и там: будто белые полотняные платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками пересекают их чёрные, как уголь, тени; подобно сверкающему металлу блистают вкось озарённые деревянные крыши, и нигде ни души — всё спит. Один-одинёшенек, разве где-нибудь в окошке брезжит огонёк: мещанин ли городской тачает свою пару сапогов, пекарь ли возится в печурке — что до них? А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далёкое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Но дышит свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюкивает тебя, и вот уже дремлешь и забываешься, и храпишь, и ворочается сердито, почувствовав на себе тяжесть, бедный, притиснутый в углу сосед. Проснулся — и уже опять перед тобою поля и степи, нигде ничего — везде пустырь, всё открыто. Верста с цифрой летит тебе в очи; занимается утро; на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жёстче становится ветер: покрепче в тёплую шинель!., какой славный холод! какой чудный, вновь обнимающий тебя сон! Толчок — и опять проснулся. На вершине неба солнце. «Полегче! легче!» — слышится голос, телега спускается с кручи: внизу плотина широкая и широкий ясный пруд, сияющий, как медное дно, перед солнцем; деревня, избы рассыпались на косогоре; как звезда, блестит в стороне крест сельской церкви; болтовня мужиков и невыносимый аппетит в желудке… Боже! как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грёз, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..
(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)
Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2.
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3-5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.
84
ОГЭ. ЛИТЕРАТУРА. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ
1.1
Какой смысл вкладывает Н.В. Гоголь в это лирическое отступление?
Какую смысловую нагрузку несут восклицательные предложения в данном фрагменте текста поэмы?
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2.
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3-5 предложений) на вопрос.
Выберите фрагмент произведения в соответствии с заданием и убедительно обоснуйте свой выбор. Опирайтесь на анализ текста выбранного фрагмента.
2.1
2.2
Где ещё в тексте поэмы возникает образ дороги или мотив путешествия, как в приведённом эпизоде?
В каких сценах поэмы автор отступает от основного повествования и как эти отступления соотносятся с приведённым фрагментом?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
-к «к «к
Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет.
(А.А. Фет, 1843)
Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2.
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3-5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.
ВАРИАНТ 19
3.1
3.2
В чём, по-вашему, необычность любовных переживаний лирического героя стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…»?
С помощью каких художественных средств передаётся сила чувств, переполняющих лирического героя стихотворения?
В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5-8 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.
4
Сопоставьте стихотворение А.А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом…» и Р.И. Рождественского «Воспоминания о большом снеге». Какие мотивы и образы сближают эти лирические произведения?
ВОСПОМИНАНИЕ О БОЛЬШОМ СНЕГЕ
Снег-то какой! Снег-то какой! Снег-то!.. Видно, сегодня он выпасть решил до конца. Будто бы взялся за дело неведомый Некто. Взялся —
и ты уже вряд ли шагнёшь от крыльца. Хлопья нечаянной вечности. Счастья простого.
Ты на Земле остаёшься со снегом вдвоём…
Медленно-медленно.
Тихо.
Просторно-просторно
падает снег, размышляя о чём-то своём. Он заметает неслышно все наши ошибки.
Он объявляет всеобщий бессмертный покой…
Вот на ладони твоей закипают снежинки. Ты улыбаешься: Надо же! Снег-то какой!..
(Р.И. Рождественский, 1993)
Часть 2
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1-5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
Напишите сочинение объёмом не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии необходимо проанализировать тексты не меньше двух произведений.
86
ОГЭ. ЛИТЕРАТУРА. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ
Не искажайте авторскую позицию, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В чём символический смысл сна князя Святослава и как он связан с событиями, о которых идёт речь в «Слове о полку Игореве»?
Многоликий Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Как в рассказах А.П. Чехова переосмысливается образ «маленького человека»? (На примере одного-двух произведений по выбору выпускника.)
Судьбы военного поколения в отечественной поэзии второй половины XX века. (На примере двух-трёх стихотворений по выбору выпускника.)
В каких произведениях отечественной и зарубежной литературы юмористическое сочетается с трагикомическим или сатирическим и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Критерии оценивания выполнения заданий 1.1,1.2,3.1, 3.2, требующих написания связного ответа объёмом 3—5 предложений
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется О баллов.
Если по критерию 2 «Привлечение приведённого в задании текста для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается и выставляется 0 баллов.
Баллы Критерии
1. Соответствие ответа заданию
2 Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
1 Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
0 Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей
2. Привлечение приведённого в задании текста для аргументации
2 Для аргументации суждений приведённый в задании текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, ми-кротем, деталей и т.п.; авторская позиция не искажена; фактические ошибки отсутствуют
1 Для аргументации суждений приведённый в задании текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущено одна-две фактические ошибки
0 Суждения не аргументированы текстом, И/ИЛИ авторская позиция искажена, И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки
3. Логичность и соблюдение речевых норм
2 Отсутствуют логические, речевые ошибки
1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок
0 Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл — 6
ОГЭ. ЛИТЕРАТУРА. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ
Критерии оценивания выполнения заданий 2.1, 2.2, требующих написания связного ответа объёмом 3—5 предложений
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Привлечение выбранного фрагмента» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.
Если по критерию 2 «Привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается и выставляется 0 баллов.
Баллы Критерии
1. Привлечение выбранного фрагмента
2 Фрагмент выбран в соответствии с заданием, дано убедительное обоснование выбора
1 Фрагмент выбран в соответствии с заданием, не дано убедительное обоснование выбора
0 Фрагмент не выбран, или выбор фрагмента не соответствует заданию
2. Привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации
2 Для аргументации суждений текст выбранного фрагмента привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция не искажена; фактические ошибки отсутствуют
1 Для аргументации суждений текст выбранного фрагмента привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущено одна-две фактические ошибки
0 Суждения не аргументированы текстом выбранного фрагмента, И/ИЛИ авторская позиция искажена, И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки
3. Логичность и соблюдение речевых норм
2 Отсутствуют логические, речевые ошибки
1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок
0 Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл — 6

Предложения интернет-магазинов