ОГЭ 2020. Обществознание. Тематический тренажёр. Задания повышенного и высокого уровня сложности

ОГЭ 2020. Обществознание. Тематический тренажёр. Задания повышенного и высокого уровня сложности. Предлагаемое пособие содержит задания повышенного и высокого уровня сложности, а также ответы и рекомендации по выполнению этих заданий.
В пособии представлены задания следующих типов:
— раскрыть смысл ключевых понятий базовых социально-гуманитарных наук и записать развернутый ответ (к одному любому понятию);
— выбрать и записать в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия обществоведческих терминов или понятий;
— установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры;

ОГЭ 2020. Обществознание. Тематический тренажёр. Задания повышенного и высокого уровня сложности

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Задания с кратким ответом 5
Задания на установление соответствия между двумя рядами социальной информации 5
Задания на сравнение социальных объектов, выявление их общих черт и различий 15
Задания с развернутым ответом 26
Задания, проверяющие умение раскрывать смысл ключевых понятий базовых социально-гуманитарных наук 26
Задания на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма) 32
Задания к текстам, содержащим социальную информацию 45
Выполнение заданий к тексту 50
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) понятие «религия»;
2) религиозные обряды;
3) влияние религии на культуру.
2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?
В правильном ответе должны быть названы следующие черты:
1) наличие веры в существование богов;
2) осуществление обрядов и ритуалов поклонения богам.
3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?
В правильном ответе должны быть отмечены следующие способы:
1) соблюдение обрядов;
2) принесение даров или жертв.
4. В государстве И. существует традиция крестить новорожденных детей в церкви, венчаться в церкви при вступлении в брак. Какой тип религиозных обрядов иллюстрирует данная ситуация? Приведите положение текста, подтверждающее ваш ответ.
В ответе должно быть указано, что это примеры личных религиозных обрядов. Приведено положение текста: «…С их помощью религиозные люди освящают определенные события в своей жизни… Существуют как личные, так и общественные обряды… основные события жизни человека, такие как рождение, достижение зрелости, вступление в брак и смерть, сопровождаются религиозными обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью».
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) и примеры.
Прочтите текст и выполните задания
Маргинализация общества
Маргинализация общества становится доминирующим фактором роста девиантного поведения в современных условиях. Главным признаком маргинализации является разрыв социальных, экономических и духовных связей. Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую очередь восстанавливаются. Медленнее восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от переоценки ценностей. К усилению маргинализации и к увеличению людей девиантного поведения приводят общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица.
Основным источником маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах. Существенное влияние на маргинализацию общества оказывает миграция, значительно изменяющаяся в связи с расширением масштабов вынужденной миграции, усилением оттока некоренных народов из регионов со сложной этнополитической ситуацией. Положение вынужденных мигрантов (особенно беженцев) характеризуется не только разрывом прежних социальных связей, но и утратой социального статуса и имущественными потерями.
Каковы перспективы самой маргинализации общества? Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей, то есть опускаться на социальное дно (люмпенизироваться). Бомжи, алкоголики, проститутки и т.д. — это численно растущий слой люмпенов. Это те люди, которые не сумели адаптироваться к новым рыночным условиям. Вторая часть маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус, а с ним относительную стабильность своего бытия, новые социальные связи и социальные качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) признаки маргинализации общества;
2) источники маргинализации;
3) перспективы развития маргинализации общества.
2. Какие четыре причины маргинализации общества названы в тексте?
В правильном ответе должны быть названы следующие причины:
1) общая нестабильность в обществе;
2) разрушение прежнего жизненного уклада;
3) отказ от привычной системы ценностей;
4) безработица.
3. Какие две перспективы развития маргинализации выделяет автор?
В правильном ответе должны быть названы следующие перспективы:
1) увеличение числа люмпенов;
2) постепенная адаптация маргиналов в обществе.
4. Почему автор связывает рост девиантного (отклоняющегося) поведения с ростом маргинализации общества? Приведите пример, иллюстрирующий ваш ответ.
В ответе должно быть указано, что в результате маргинализации происходит потеря человеком возможности поддерживать те отношения и выполнять те нормы поведения, которым он раньше следовал, то есть человек выходит за рамки поведения, считающегося нормой для представителя какой-либо социальной группы. А это и есть девиантное (отклоняющееся) поведение.
Приведен пример: из-за потери работы и высокого уровня безработицы человек не имеет средств к существованию и не может оплачивать стоимость коммунальных услуг. В квартире последовательно отключают электричество, телефон, затем за неуплату выселяют его с занимаемой жилплощади.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) и примеры.
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) понятие«социальная структура»;
2) двойственный характер социальной структуры;
3) влияние социальной структуры на личность.
2. Приведите два из сформулированных автором определений социальной структуры.
В правильном ответе должны быть названы следующие определения:
социальная структура — это
1) связи между группами и индивидами, которые находят свое отражение в их поведении;
2) образец, то есть наблюдаемая закономерность действия или деятельности.
3. Какие два аргумента автор приводит в подтверждение идеи о двойственном характере социальной структуры?

В правильном ответе должно быть отмечено, что социальная структура
1) поддерживает рациональную, разумную деятельность;
2) выступает в качестве жесткого ограничения возможного поведения в обществе.

Предложения интернет-магазинов