ОГЭ 2020. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

ОГЭ 2020. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации. В пособии подробно рассматривается структура, содержание возможных контрольно-измерительных материалов, предлагаемых на экзамене. Содержатся методические рекомендации по написанию сжатого изложения, приводятся виды компрессии текста. Предлагаются алгоритмы для написания трёх видов сочинения (9.1, 9.2, 9.3), даются образцы сочинений. Приведён разбор тестовой части, для её выполнения излагается необходимый теоретический материал, представленный в сжатой и оптимально структурированной форме. Даны тренировочные задания с методическими указаниями и ответами, что позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ОГЭ по русскому языку. В конце пособия помещены 10 примерных вариантов тестов в формате ОГЭ 2020 года.

ОГЭ 2020. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

Описание учебника

ВВЕДЕНИЕ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ 2020 г.
Дорогие читатели нашей книги!
Мы надеемся, что это пособие поможет вам систематизировать знания по русскому языку, необходимые для успешной сдачи ОГЭ. Работая по предлагаемой методике интенсивной подготовки к экзамену, вы приобретёте уверенность в собственных силах и избавитесь от страха и лишнего волнения перед предстоящим испытанием (итоговой аттестацией по русскому языку).
Предлагаем познакомиться со структурой данного пособия, чтобы вам было удобно работать с ним.
Раздел пособия № 1 включает в себя не только инструкцию для написания сжатого изложения, но и характеристику основных приёмов компрессии текста. Приводится исходный текст для написания изложения, даётся образец его сжатия и комментарии к нему. Содержатся рекомендации к объёму сжатого изложения. Отдельно помещены образцы критериев оценивания первой части экзаменационной работы.
В разделе № 2 вы можете познакомиться с тестовыми заданиями, имеющими стандартизованные ответы (вам предлагается пять вариантов ответа, из которых следует выбрать один или несколько правильных; либо вам нужно самостоятельно кратко письменно сформулировать свой ответ, не имея возможности выбора из предложенных).
К каждому тестовому заданию предлагается комментарий, построенный по следующей схеме:
1) формулировка задания;
2) что должен знать ученик, выполняя задание;
3) алгоритм выполнения задания;
4) 15 заданий для самостоятельной работы к каждому вопросу тестовой части экзамена.
В конце пособия помещены ответы к заданиям для самостоятельной работы.
Как известно, третья часть экзаменационной работы содержит три альтернативных творческих задания (9.1; 9,2; 9.3), из которых выпускник должен выбрать только ОДНО и написать ЛИБО сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (9.1), ЛИБО сочине-ние-рассуждение, связанное с объяснением понимания смысла ключевого фрагмента исходного текста (9.2), ЛИБО сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения того или иного слова (9.3).
Поэтому в разделе № 3 пособия помещён методический материал, который поможет написать любое из трёх видов предлагаемых на экзамене сочинений-рассуждений. Даны также и образцы сочинений.
Пособие содержит 10 вариантов ОГЭ 2020 года, которые помогут закрепить полученные из материалов пособия знания и подготовиться к предстоящему экзамену.

Комментарий: в ходе сжатия данного фрагмента текста использована:
• одновременная замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;
• замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением;
• замена придаточных дополнениями;
• замена слова с отрицанием лексическим синонимом.
III. Рекомендации к объему сжатого изложения
• Помните, что, сжато излагая текст, необходимо правильно определить основные микротемы, передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
• Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ!) должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.
• Объём изложения — не менее 70 слов.
• Писать следует аккуратно, разборчивым почерком.
• При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
• Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы неясен или искажён авторский замысел. Ключевые слова и микротемы — опора для определения главной информации.
• Что подлежит компрессии: подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы, композицию текста.

1) Критерий ИК1 «Содержание изложения»
При проверке сжатого изложения эксперты, читая экзаменационную работу, устанавливают соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте.
По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать её без искажений. При этом необходимо учитывать, что основное содержание (или главная информация) текста — это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.
См. сайт ФИПИ fipi.ru.
»
2) Критерий ИК2 «Сжатие исходного текста»
По критерию ИК2 оценивается умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия.
Экзаменуемый на определённом пространстве текста может использовать как несколько разных приёмов компрессии, так и один из них.
3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
їо, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста.
Допустим, ученик применил только один способ компрессии — исключение, но, если этот приём правильно используется на протяжении всего текстового пространства, тогда нет причин снижать оценку по критерию ИК2.
При оценке сжатия текста эксперты учитывают не только наличие приёмов компрессии в изложении, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии исходного текста в экзаменационном изложении сохраняется адекватность авторской мысли и возможность её восприятия читателем.
По критерию ИК2 ставится 1 балл в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.
По критерию ИК2 ставится 0 баллов в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. Таким образом может быть оценено такое изложение, в котором девятиклассник, частично или полностью сжав при помощи одного приёма одну микротему прослушанного текста (как правило, это первая микротема), перешёл далее к подробному изложению.
О баллов оценивается и подробное изложение, в котором автор вообще не пытался прибегнуть к компрессии прослушанного текста.
3) Критерий ИКЗ «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения»
Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику (последовательность изложения содержания) исходного текста.
По критерию ИКЗ ставится 2 балла в том случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.
По критерию ИКЗ ставится 1 балл в том случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
Следует обратить внимание на то, что оценка по критерию ИКЗ снижается на 1 балл, даже если в изложении присутствует только одна из ошибок: или 1 логическая ошибка, или 1 нарушение абзацного членения текста.
По критерию ИКЗ ставится 0 баллов в том случае, если в работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

Предложения интернет-магазинов