ОГЭ 2020. Русский язык. Сборник заданий. Васильевых И.П. и др.

ОГЭ 2020. Русский язык. Сборник заданий. Пособие адресовано девятиклассникам и предназначено для подготовки к основному государственному экзамену. Особое внимание уделено подготовке к написанию сжатого изложения. Информационный материал познакомит с особенностями сжатого изложения, способами и приёмами сжатия текста, требованиями к работе. Задания и справочные материалы помогут отработать навыки написания такого изложения.
Пособие состоит из 5 частей. Первые четыре посвящены написанию сжатого изложения:

ОГЭ 2020. Русский язык. Сборник заданий. Васильевых И.П. и др.

Описание учебника

Пособие состоит из 5 частей. Первые четыре посвящены написанию сжатого изложения:
1. Анализ текста.
В этом разделе предложены тексты и задания к ним с целью проверить степень понимания текста учащимися, подготовить их к написанию сжатого изложения.
2. Упражнения на восстановление текста.
Цель этого раздела — научить девятиклассников распознавать структуру и содержание текста.
3. Анализ «псевдотекстов».
Термин «псевдотекст» предложен профессором Е.С. Антоновой. В этом разделе даётся текст, составленный из разных источников. Части такого псевдотекста объединены или темой, или случайными деталями текстопостроения. Задача ученика — проанализировать его, пользуясь всеми освоенными техниками работы с текстом, выделить смысловые и стилистически единые части текстов и тем самым обнаружить первоисточники, из которых был создан псевдотекст. Это упражнения для тренировки практического умения учеников определять типы и стили речи.
4. Тексты для написания сжатого изложения.
5. Типовые тестовые задания.
В этом разделе представлены 20 вариантов типовых заданий ОГЭ. Ко всем заданиям даны ответы.

НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕНИКАМ
Друзья!
Обязательной формой сдачи экзамена по русскому языку в 9 классе является основной государственный экзамен. Такая экзаменационная форма состоит из 3 частей:
S сжатого изложения (1);
S тестовых заданий с выбором ответа и с кратким ответом (2-8);
S сочинения-рассуждения (9.1-9.3).
В данном разделе вам предлагается практикум с заданиями для подготовки к написанию сжатого изложения. Но прежде следует разобраться, что же такое сжатое изложение, в чём его отличие от подробного, какие существуют приёмы сжатия текста.
Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщённо, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности. При этом необходимо понять услышанный текст, осознать его, правильно выделить главную информацию и оставить второстепенную.
Известны три приёма сжатия информации:
1. Исключение подробностей, деталей (удаление, исключение).
Чем бы современный школьник ни занимался в будущем — медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. — Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.
2. Обобщение конкретных, единичных явлений (объединение, обобщение).
Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. — Оскар II, шведский король, прислал за Анной Павловной роскошную карету.
3. Сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение).
В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. — Иностранные газеты называли выступления откровением нового искусства.
В своём тексте вы можете использовать либо один, либо несколько приёмов сжатия информации одновременно.
Существуют также следующие способы сжатия материала.
S Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения.
На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок… засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. — На другой же день приступила она к исполнению своего плана, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово.
S Образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми… —Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.
S Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части.
Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… всё одел в белый мрак, непроницаемый, как мрак самой тёмной осенней ночи! — Разыгрался пустынный ветер, взрыл снеговые степи, всё одел в белый мрак.
S Разбивка сложного предложения на сокращённые простые.
Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины — как чёрные острова в белом снежном море. — Бугры в деревне оголились. На реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные. Чернеют прогалины.
S Перевод прямой речи в косвенную.

АНАЛИЗ ТЕКСТА
Текст 1
S Прочитайте текст.

Задания
1. Кому посвящён этот текст?
2. О чём в нём идёт речь?
3. Как это можно понять?
4. Как бы вы сформулировали тему текста?
5. Главной чертой, характеризующей Марину Цветаеву, её речь, облик, является очарование отточенности. Каково лексическое значение слова отточенность?
6. Какой увидел Е. Тагер Цветаеву при встрече и каковы были его ожидания? _
7. Объясните значение некоторых словосочетаний:
— орнаментальная игра со словами;
— импрессионистическая невнятность;
— музыкальная ворожба;
— пригвоздить читателей к смыслу.
8. Какие средства художественной выразительности использованы в данных сочетаниях?
9. На каких контекстуальных антонимах строится текст?
10. К какому стилю речи вы отнесёте текст? Что вам подсказывает выбор?
11. Обратимся к первой части текста. О чём идёт в ней речь?
10
12. Какие ключевые слова можно выделить?
13. Как можно озаглавить эту часть?
14. Важна ли эта часть для раскрытия темы? Её нужно пересказывать сжато или подробно?
15. Можно ли объединять несколько абзацев в один?
16. Какие из предложений можно соединить?
Таким образом, вместо текста, состоящего из 73 слов, у нас получился микротекст из 26 слов.
Самостоятельно соединяем предложения второй и третьей части.
17. Определите тип данного текста.
18. Какие части должны в нём присутствовать?
19. Найдите и выделите их в тексте.
20. Что описывает автор? Прочитайте.

Текст 3
Задания
1. Объясните членение текста на абзацы.
2. Перечислите микротемы текста.
3. Подчеркните главную информацию.
4. Будут ли являться слова путник и странник синонимами? Ответ обоснуйте.
Для справки
Путник — тот, кто совершает далёкий путь пешком. Странник (устар.) — 1. Странствующий человек (обычно бездомный или гонимый).
2. Человек, идущий пешком на богомолье, богомолец.
{С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.)
5. Можно ли опустить некоторые факты, чтобы написать сжатое изложение данного текста? Ответ аргументируйте.
Текст 4
Задания
1. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему Дмитрий Сергеевич Лихачёв — единственное и неповторимое явление русской истории и культуры?»
A. Судьба провела его почти через весь XX век, сквозь все его эпохи и сломы.
Б. Совесть, вера и нравственная сила помогли ему выстоять.
B. Он не только не сломился, а совершил предназначенное, открыв для современников мир древнерусской литературы, создав большую научную школу.
Г. Ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина не дали ему растерять увиденное и пережитое, а дар слова и дар общения с людьми в конце жизни позволили поведать людям о своём веке.
2. Озаглавьте текст.
3. Цроведите лингвистический эксперимент: замените в первом предложении слово явление синонимом. Произошли ли какие-нибудь изменения в интерпретации основной идеи текста С. Гиндина?
4. Найдите и выпишите ключевые слова и словосочетания.
5. В предложениях 3 и 4 замените ряд однородных членов обобщающим наименованием. Привело ли это к искажению основной информации?
6. Напишите сжатое продолжив текст.
Задания
1. Определите тему текста.
2. Какова его основная мысль?
3. Какими признаками текста обладает данный отрывок?
4. Определите тип текста.
5. Заполните таблицу:

Предложения интернет-магазинов