ОГЭ 2020. Русский язык. 30 тренировочных вариантов

ОГЭ 2020. Русский язык. 30 тренировочных вариантов. Работая по этой книге, девятиклассники приобретут прочные, осознанные и фундаментальные навыки выполнения всех заданий экзаменационной работы ОГЭ. Этому способствуют собранные под одной обложкой следующие материалы: • 30 новых авторских тренировочных вариантов, написанных в полном соответствии с проектами демоверсии и спецификации 2020 года, опубликованными 20.08.2019 г.; • теоретический материал в новом удобном формате — с описанием пошаговых действий при выполнении каждого задания, анализом типичных ошибок и методическими советами; • авторский экзаменационный вариант с комментариями, наглядно разъясняющими алгоритм выполнения каждого задания.

ОГЭ 2020. Русский язык. 30 тренировочных вариантов

Описание учебника

При написании сочинения-рассуждения вы должны обязательно опираться на содержание исходного текста. Однако обращаем внимание на недопустимость простого пересказа. В сочинении-рассуждении надо представить собственные выводы по поводу высказанных в тексте мыслей. Необходимо не только проанализировать авторскую позицию, но и привести доводы в защиту собственной точки зрения по затронутым в тексте проблемам.
Сочинение-рассуждение представляет собой своеобразный анализ элементов текста, их интерпретацию, комментарий; вы излагаете своё понимание проблемы, поднятой в произведении, отстаиваете свою точку зрения. Ответ на вопрос должен представлять собой гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста. Лучше всего для этого использовать структуру тезис — аргументы — выводы.
Тезис — главная мысль текста, главное утверждение, которое пишущий старается обосновать.
Часть 3 (сочинение-рассуждение)Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, всё, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»
Тезис: Чтение художественной литературы необходимо.
Аргументы:
1) чтение расширяет кругозор;
2) чтение художественных произведений пробуждает эмоции;
3) художественная литература воспитывает нас, делает лучше и т. д.
Вывод — это утверждение доказанного. Последняя композиционная часть вашего сочинения завершает текст и придаёт вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, например: «Всё сказанное убеждает читателя в том, что…», «Подводя итог сказанному, можно сделать вывод…» и т. п.
Написание сочинения-рассуждения — это, пожалуй, одно из самых сложных заданий, и к нему нужно готовиться заранее. Поможет вам в этом наше пособие.
Задание 9.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Глава I. Методические рекомендации по подготовке…
Вы можете писать работу в научном или^тублицистиче^ ском стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Jj
Алгоритм написания сочинения-рассуждения 9.1
1. Сформулируйте собственный тезис на основе высказывания автора.
Тезис, т.е. положение, подлежащее доказательству, должен представлять собой интерпретацию заявленной фразы автора на теоретическом уровне.
2. Приведите различные доказательства (аргументы) этого тезиса — не менее двух аргументов из текста, иллюстрирующих различные языковые явления.
3. Сделайте вывод-заключение, подтверждающий заданный тезис.
Важно! Каждая из указанных частей сочинения-рассуждения представляет собой новый абзац.
Внимательно прочитайте, как сформулирован вопрос к заданию, определите, какое слово в нём ключевое, ведь от этого зависит успех вашей работы. Обратитесь к печатному тексту и подумайте, какое из языковых явлений вы можете выбрать в качестве аргумента и какое предложение можно использовать для примера. Определите, какой из ваших мысленных ответов показался вам более развёрнутым, аргументированным, интересным. Если почувствуете, что для хорошего ответа на вопрос вам не хватает знаний для определения сути этого лингвистического явления, оставьте его и переключитесь на другое. Иными словами, помните, что вы сами выбираете языковые явления для их описания, то есть, если вы не знаете, например, что такое заимствованная лексика или обособленные члены предложения и не можете ничего сказать об их роли в языке, ищите в тексте те лексические или грамматические явления, которые вы способны проанализировать (если они, конечно, соответствуют заявленной теме).
Напоминаем, что задание предполагает написание своего, оригинального текста, строго соответствующего заявленной теме. Однако не стоит сводить свой ответ к инфантильной оценке вроде «согласен — не согласен». В этой части работы оценивается именно индивидуальное умение аргументировать тезис и создавать мини-сочинение. Вам предстоит показать уровень культуры мышления.
ТРЕНИРУЕМСЯ
Итак, перед вами стоит задача: истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова и аргументировать свой ответ двумя разными примерами из прочитанного текста. Приступая к заданию 9.1, вы должны уже знать ответ на заданный вопрос. Этот ответ может занимать различные позиции в тексте сочинения, однако он должен быть непосредственно связан с аргументами. Если ответ на вопрос вы поместили в начале сочинения (самый распространённый приём), далее должно идти обоснование того, что вы сказали; если ответ находится в конце вашей работы, то он воспринимается как вывод из предшествующих рассуждений.
Высказывания, предлагаемые вам для написания сочинения, предполагают в основном рассуждения по основным разделам языкознания — лексике и грамматике.
Лексика — это словарный состав языка, а также совокупность слов того или иного языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Лексика современного русского языка состоит более чем из полумиллиона слов. Словарный состав языка — наиболее подвижная его часть. В него постоянно входят новые слова и постепенно уходят старые, изжившие себя. Новые приобретаемые знания человека прежде всего закрепляются в словах и их значениях, благодаря чему лексических значений в языке становится всё больше.
Какие же явления относятся к разряду лексических?
Лексические явления для аргументации:
• многозначность;
• лексика с точки зрения стилистической окраски;
• слова одной тематической группы;
• лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
• лексика с точки зрения происхождения;
• лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
• синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
• фразеологизмы;
• тропы (метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, сравнение, синекдоха, литота, эпитет, аллегория, перифраза и др.);
• стилистические фигуры (антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора и др.).
Этот список может быть продолжен.
Грамматика — раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения различных речевых единиц. Напомним: грамматика занимается изучением строения слов (словообразование), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис), т.е. в зону вашего рассмотрения попадают грамматические явления.
Грамматические явления для аргументации:
• словосочетания с разными видами подчинительной связи — согласованием, управлением, примыканием;
• предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные);
• предложения по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные предложения);
• простые предложения;
Часть 3 (сочинение-рассуждение)
• дву- и односоставные предложения;
• неполные предложения;
• распространённые и нераспространённые предложения;
• обособленные члены, однородные члены, обращения, уточняющие и поясняющие члены, вводные слова и предложения, вставные конструкции;
• прямая речь;
• косвенная речь;
• диалог;
• сложносочинённые предложения;
• сложноподчинённые предложения;
• бессоюзные предложения.
Синтаксические средства художественной выразительности:
• риторические вопросы;
• риторические восклицания;
• риторические обращения;
• синтаксический параллелизм;
• анафора;
• эпифора;
• инверсия;
• парцелляция;
• многосоюзие/бессоюзие;
• градация.

Важно!
• Часто вы задаёте вопрос о том, где в сочинении должен располагаться тезис. Согласно требованиям к сочинению-рассуждению, важно только само наличие структурных элементов. Чаще сочинения построены от тезиса через аргументацию к выводу. Однако возможна и иная композиция: небольшое вступление — аргументация — тезис (вывод).
• Некоторые выпускники считают, что количество примеров-аргументов (3—4) может помочь им заработать дополнительные баллы по этому критерию. Такое мнение ошибочно.
• Запомните: аргументами не считаются примеры из текста, если отсутствует тезис, который необходимо проиллюстрировать.
• Называя языковое явление, необходимо обязательно привести пример, т. е. указать слово или словосочетание, если это касается лексических явлений. В ваших сочинениях можно встретить, например, такого рода высказывания: «В предложении 21 используется метафора». Эксперту этого указания совершенно недостаточно, т. к. предложение состоит, например, из 15 слов.
Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему
1. Часто сочинения лишены смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
Важно! Сочинение не должно представлять собой сплошное целое, оно должно быть членимо. Средством выражения членимости является абзац. Самое известное членение — трёхчастное:

Глава I. Методические рекомендации по подготовке…
вступление, основная часть, заключение. Нельзя необоснованно выделять предложение или несколько предложений из состава этих частей.
2. Отсутствует комментарий выпускника.
3. Анализируя языковые средства, учащиеся приводят рассуждения на бытовом уровне, что, конечно, не может считаться полноценным анализом какого-либо лингвистического явления. Например, формулировка «Сложноподчинённые предложения делают текст более читаемым и понятным» не конкретна и не научна. Также неудачной считается формулировка «Сложноподчинённое предложение помогает автору увлечь читателя». Это «пустые» фразы, цель которых — набрать необходимый объём. Таблица на с. 101 — 107 научит вас грамотно формулировать род языкового явления в тексте.
4. Путаница в терминологии. Это показатель несформированности знаний о системе языка.
5. В огромном количестве проанализированных работ нет, на наш взгляд, самого важного элемента: ответа на вопрос, зачем же автору необходимо было использовать заявленные лингвистические явления и приёмы, какую цель он преследовал, следовательно, сочинения приобретают формальный оттенок.
В связи с непониманием требований прокомментировать роль примера-аргумента в тексте мы решили показать, как это можно сделать. Справиться с этим заданием можно, только ответив на вопрос: что же хотел сказать читателю автор, используя те или иные средства языка?

Предложения интернет-магазинов