ВПР 2020 г., 8 класс. Описание проверочной работы по биологии

1. Назначение всероссийской проверочной работы
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.
Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» — оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС.

ВПР 2020г., 8 класс. Описание проверочной работы по биологии

Описание проверочной работы по биологии

ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты ВПР могут быть использованы общеобразовательными организациями для совершенствования методики преподавания биологии в процессе обучения предмету, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности общеобразовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на 2019/20 учебный год.ВПР. Биология. 8 класс
3
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры проверочной работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах в обучении.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Контрольные измерительные материалы (далее — КИМ) ВПР направлены на проверку сформированности у обучающихся следующих естественнонаучных требований:
— формирование целостной научной картины мира;
— овладение научным подходом к решению различных задач;
— овладение умениями: формулировать гипотезы; конструировать; проводить наблюдения, описание, измерение, эксперименты; оценивать полученные результаты;
— овладение умением сопоставлять эмпирические и теоретические знания с объективными реалиями окружающего мира;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
— формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.ВПР. Биология. 8 класс
4
КИМ ВПР 8 класса направлены на проверку у обучающихся предметных требований:
— уровня сформированности естественнонаучного типа мышления, научных представлений; владения научной биологической терминологией, ключевыми биологическими понятиями, методами и приемами;
— уровня сформированности системных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого (на примере животных) и неживого в биосфере; овладения понятийным аппаратом биологии;
— уровня сформированности использования методов биологической науки и проведения наблюдений, измерений, несложных экспериментов для изучения животных;
— освоения приемов содержания домашних животных и ухода за ними.
Тексты заданий в КИМ ВПР 8 класса в целом соответствуют
формулировкам, принятым в учебниках по разделу «Животные», включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
4. Структура проверочной работы
Вариант проверочной работы состоит из 13 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.
Задания 1, 2, 5, 7, 10, 12, 13 основаны на изображениях конкретных объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач.
Задания 3 и 9 основаны на умении читать и понимать текст в соответствии с поставленной задачей. Задание 4 проверяет умение систематизировать организмы, используя для этого разные основания. Задания 6, 8, 11 проверяют знания строения и функционирования животных или характерных особенностей таксонов.
5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код Проверяемые элементы содержания
1 Биология — наука о живых организмах
1.1 Зоология — наука о животных. Методы изучения животных. Роль зоологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей
1.2 Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана животных
1.3 Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами при изучении животных

ВПР. Биология. 8 класс
5
1.4 Общие свойства организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у животных
2 Среды жизни, места обитания и взаимосвязи животных в природе
2.1 Приспособления животных к жизни в наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной средах обитания
2.2 Взаимосвязи животных в природе
3 Классификация животных
3.1 Классификация простейших и беспозвоночных животных
3.2 Классификация позвоночных животных
4 Простейшие и беспозвоночные животные
4.1 Простейшие. Общая характеристика простейших
4.2 Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа Кишечнополостные
4.3 Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика
4.4 Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков
4.5 Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногие
4.6 Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных
4.7 Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных
4.8 Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых Многообразие насекомых
5 Хордовые животные
5.1 Общая характеристика типа Хордовых
5.2 Общая характеристика надкласса Рыбы. Внешнее и внутреннее строение и процессы жизнедеятельности у рыб. Размножение и развитие рыб. Основные систематические группы рыб
5.3 Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных
5.4 Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся
5.5 Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего, внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц
5.6 Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие млекопитающих
6 Происхождение животных
6.1 Происхождение беспозвоночных животных
6.2 Происхождение хордовых животных
7 Значение животных в природе
7.1 Значение простейших и беспозвоночных животных в природе
7.2 Значение хордовых животных в природе
8 Значение животных в жизни человека
8.1 Значение простейших и беспозвоночных животных в жизни человека
8.2 Значение хордовых животных в жизни человека

ВПР. Биология. 8 класс 6
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Таблица 2
Код Проверяемые требования к уровню подготовки
1 Метапредметные
1.1 Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
1.2 Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
1.3 Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
1.4 Смысловое чтение
1.5 Умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
1.6 Формирование и развитие экологического мышления; умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
1.7 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
1.8 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
2 Предметные
2.1 Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, об исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира
2.2 Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии
2.3 Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде
2.4 Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных
2.5 Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды
2.6 Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, содержания домашних животных, ухода за ними

ВПР. Биология. 8 класс 7
6. Распределение заданий проверочной работы по позициям кодификаторов
Распределение заданий по позициям кодификаторов приведено в табл. 3.
Таблица 3
№ Проверяемые требования (умения) Блоки ПООП ООО выпускник научится / получит возможность научиться Код КЭС/ КТ Уровень сложности Максимальный балл за выполнение задания Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах)
1 Зоология — наука о животных. Методы изучения животных. Роль зоологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей Владеть: системой биологических знаний — понятиями, законно-мерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки 1.11.4/ 2.1,2.3 Б 2 3
2 Классификация животных. Значение животных в природе и жизни человека Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты 3.1, 3,2,8. 1,8.2 /2.2, 2.3 Б 5 6
3 Простейшие и беспозвоночные животные. Хордовые животные. Использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач 4.14.8, 5.15.6/1. 4 Б 2 2
4 Общие свойства организмов и их проявление у животных Осуществлять классификацию биологических объектов (животные, растения, грибов) по разным основаниям 4.14.8, 5.15.6/2. 2, 2.3 Б 4 5
5 Значение простейших и беспозвоночных животных в жизни человека Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека; знать и аргументировать основные правила поведения в природе 4.1, 4.3 8.1, 7.1,7. 2,8.1, 8.2/ 2.4,2. 6 Б 3 5
6 Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов 4.14.8, 5.15.6/ 2.1, 2.2 Б 2 3
7 Беспозвоночные животные. Хордовые животные Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов 4.35.6/ 2.1, 2.2 Б 1 1

ВПР. Биология. 8 класс
8
8 Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные Сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения 4.14.8, 5.15.6, / 2.1, 2.2 П 4 6
9 Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные Использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач 4.14.8, 5.15.6 / 1.4 П 2 5
10 Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов 4.14.8, 5.15.6/ 1.2, 2.2 П 3 5
11 Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов 4.14.8, 5.15.6, 6.1, 6.2 / 2.1, 2.2 Б 1 1
12 Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные Ориентироваться в системе познавательных ценностей: воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах; критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации 4.14.8, 5.15.6/ 1.2 П 3 7
13 Значение хордовых животных в жизни человека Описывать и использовать приемы содержания домашних животных, ухода за ними 8.2/ 1.2,2. 6 Б 3 6
Всего 13 заданий, из них по уровню сложности Б — 9; П — 4. Время выполнения проверочной работы — 60 минут. Максимальный балл — 35.
7. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
Задания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 11, 13 проверочной работы относятся к базовому уровню сложности.
Задания 8, 9, 10, 12 проверочной работы относятся к повышенному уровню сложности.

ВПР. Биология. 8 класс
9
8. Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задание 1 направлено на выявление понимания зоологии как системы наук, объектами изучения которой являются животные.
Задание 2 проверяет умение делать морфологическое и систематическое описание животного по заданному алгоритму (тип симметрии, среда обитания, местоположение в системе животного мира), а также определять их значение в природе и жизни человека.
Задание 3 проверяет умение находить в перечне согласно условию задания необходимую биологическую информацию.
Задание 4 проверяет знание общих свойств живого у представителей животных, растений, бактерий, грибов. В первой части определяется тип питания по названию организма, а во второй части — по изображению конкретного организма.
Первая часть задания 5 проверяет умение работать с рисунками, представленными в виде схемы, на которой изображен цикл развития печёночного сосальщика. Вторая часть задания проверяет умение оценивать влияние этого животного на человека.
Задание 6 проверяет знание особенностей строения и функционирование отдельных органов и систем органов у животных разных таксономических групп.
Задание 7 проверяет умение установить по изображению принадлежность отдельного органа или системы органов (фрагмента) к животному определенной систематической группы.
Первая часть задания 8 проверяет умение проводить сравнение биологических объектов, таксонов между собой, а во второй части приводить примеры типичных представителей животных, относящихся к этим систематическим группам.
Задание 9 проверяет умение читать и понимать текст биологического содержания, используя для этого недостающие термины и понятия, представленные в перечне.
Первая часть задания 10 проверяет умение соотносить изображение объекта с его описанием. Во второй части задания нужно формулировать аргументированный ответ на поставленный вопрос.
Задание 11 проверяет знание важнейших морфологических, физиологических, экологических признаков животных на уровне типа или класса.
Задание 12 предполагает работу с табличным материалом, в частности умение анализировать статистические данные и делать на этом основании умозаключения.
Первая часть задания 13 проверяет умение сравнивать биологические объекты с их моделями в целях составления описания объекта на примере породы собаки по заданному алгоритму. Вторая часть задания проверяет умение использовать это умение для решения практической задачи (сохранение и воспроизведение породы собаки).

ВПР. Биология. 8 класс
10
9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Полный правильный ответ на задание 1 оценивается в 2 балла в соответствии с критериями.
Полный правильный ответ на задание 2 оценивается в 5 баллов: части 2.1, 2.2, 2.4 — по 1 баллу за каждое задание — в сумме 3 балла; часть 2.3 — 2 балла, если допущена одна ошибка (перестановка местами двух ответов).
Полный правильный ответ на задание 3 оценивается в 2 балла; 1 балл ставится, если допущена одна ошибка.
Полный правильный ответ на задание 4 оценивается в 4 балла: часть 4.1 оценивается в 2 балла, 1 балл ставится, если допущена одна ошибка; часть 4.2 оценивается в 2 балла в соответствии с критериями.
Полный правильный ответ на задание 5 оценивается в 3 балла: часть 5.1 оценивается в 1 балл; часть 5.2 оценивается в 2 балла в соответствии с критериями.
Полный правильный ответ на задание 6 оценивается в 2 балла: части 6.1 и 6.2 оцениваются по 1 баллу.
Правильный ответ на задание 7 оценивается в 1 балл.
Полный правильный ответ на задание 8 оценивается в 4 балла: часть 8.1 оценивается в 2 балла, 1 балл ставится, если допущена одна ошибка; часть 8.2 оценивается в 2 балла в соответствии с критериями.
Полный правильный ответ на задание 9 оценивается в 2 балла; 1 балл ставится, если допущена одна ошибка.
Полный правильный ответ на задание 10 оценивается в 3 балла: часть 10.1 оценивается в 2 балла, 1 балл ставится, если допущена одна ошибка; часть 10.2 оценивается в 1 балл в соответствии с критериями.
Правильный ответ на задание 11 оценивается в 1 балл.
Полный правильный ответ на задание 12 оценивается в 3 балла в соответствии с критериями.
Полный правильный ответ на задание 13 оценивается в 4 балла: часть 13.1 оценивается в 1 балл; часть 13.2 — в 2 балла в соответствии с критериями.
Максимальный первичный балл — 35.
Таблица 4
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Первичные баллы 0-12 13-20 21-28 29-35
10. Время выполнения варианта проверочной работы
На выполнение проверочной работы дается 60 минут.

ВПР. Биология. 8 класс
11
11. Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения проверочной работы
При проведении работы дополнительные материалы и оборудование не требуются.
12. Рекомендации по подготовке к работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.

Предложения интернет-магазинов