ВПР. Литература. 6 класс. Большой сборник тренировочных вариантов. Гороховская Л.Н.

ВПР. Литература. 6 класс. Большой сборник тренировочных вариантов. Пособие адресовано учащимся для самостоятельной подготовки к всероссийским проверочным работам по литературе и учителям в качестве вспомогательного материала для организации повторения и закрепления изученного материала. Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это контрольные работы по различным предметам для школьников всей страны. ВПР могут проводиться в начале и в конце учебного года. Структура тренировочных вариантов едина. Каждый из них включает 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. В пособии даны ответы на все задания и критерии оценивания их выполнения.

ВПР. Литература. 6 класс. Большой сборник тренировочных вариантов. Гороховская Л.Н.

Описание учебника

Вариант 2
3 балла — Учащиеся отмечают, что сначала «новое житьё» «крепко не полюбилось» Герасиму. Он «скучал» по деревенской жизни и «недоумевал», то есть не понимал, зачем его привезли в город. На окружающих смотрел, «как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения». Он быстро справлялся с работой, а это было для него непривычно. Писатель уподобляет его «пойманному зверю», подчёркивая и одиночество, и безысходность положения, и привычку подчиняться барину. Однако Герасим по-прежнему «усердно исполнял» свои обязанности. Окружающие люди начали «уважать его» за то, что однажды ночью он поймал воров; с дворовыми он «находился не то чтобы в приятельских отношениях, — они его побаивались, — а коротких». Наконец писатель подчёркивает, что Герасим не только знает свои обязанности, но знает и свои права.
2 балла — Учащиеся дают содержательно полный ответ, упуская в нём одну-две детали: например, не объясняют сравнения с «пойманным зверем» или не раскрывают взаимоотношения с окружающими людьми. В ответе может быть допущена 1 фактическая ошибка.
1 балл — Учащиеся дают ответ, не аргументируя его цитатами, и/или допускают 2 фактические ошибки в интерпретации фрагмента.
О баллов — Учащиеся не дают ответ или допускают в ответе 3 и более фактические ошибки.
Вариант 3
3 балла — Учащиеся отмечают, что Герасим любил Татьяну за «кроткое выражение лица, робость движений». «Бог его знает!» — восклицает автор. Неожиданностью для него было то, что она может быть «хмельной». Об этом говорит и то, как Герасим «уронил лопату, вскочил, схватил её (Татьяну) за руку, помчал через весь двор…», и то, как изменился его взгляд: «придвинул своё лицо к самому её лицу».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 14
Вариант 4
3 балла — Учащиеся отмечают, что приведённый для анализа эпизод следует сразу за эпизодом «Проводы Татьяны». Герасим спасает щенка, который «никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал…». Однако парадокс в том, что он сам и утопит Муму.
Мы видим, как бережно заботится он о Муму: «Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать… взял её легонько двумя пальцами за голову и принагнул её мордочку к молоку… Всю ночь он возился с ней, укладывал её, обтирал». Едва ли не впервые он смеётся, глядя на спасённую, и засыпает «возле неё радостным и тихим сном». Писатель отмечает, что такое самоотверженное поведение, которое демонстрирует Герасим, свойственно не каждой матери. Не только любовь, но и ревность, которую он проявляет, подчёркнута такой деталью: «… ему было неприятно, когда другие её гладили».
В истории с Муму Герасим ведёт себя иначе, чем в истории с Татьяной. Он долго защищает Муму (когда она пропала, обежал пол-Москвы; не поехал за водой; когда Муму вернулась, придумал, «как бы получше её спрятать»; выводил её погулять только ночью и т.д.), противопоставил себя всей дворне, которая выполняет приказы барыни. А это говорит о зреющем протесте, на который оказался способен Герасим.
2 балла — Учащиеся дают содержательно полный ответ, упуская одну-две детали при аргументации ответа. В ответе может быть допущена 1 фактическая ошибка.
1 балл — Учащиеся дают ответ, не аргументируя его цитатами, и/или допускают 2 фактические ошибки в интерпретации фрагмента.
О баллов —- Учащиеся не дают ответ или допускают в ответе 3 и более фактические ошибки.
ЛИТЕРАТУРА. БОЛЬШОЙ СБОРНИК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВПР
Вариант 5
3 балла — Учащиеся отмечают, что в финале рассказа в Герасиме побеждает не привычка к подчинению барыне, а человеческое достоинство. Если раньше он жил «как пойманный зверь», то после того, как у него отняли дорогое ему существо, он победил в себе зверя в клетке. Он начинает жить своей волей. Решительность Герасима проявляется в том, что он «не побоялся старой барыни и сам, без разрешения, ушёл в свою деревню». Перемены в его поведении переданы писателем с помощью описания картин природы и рассказа о том, что он чувствовал и видел. Он полон «несокрушимой отвагой», он идёт «с отчаянной и вместе радостной решимостью», и это вызывает восхищение. Дорогу Герасима домой Тургенев рисует «прямой, как стрела». В портрете героя писатель отмечает: «глаза жадно и прямо устремились вперёд». Мы знаем, что Герасима никто не ждёт в деревне, но он идёт так, «как будто мать-старушка ждала его на родине», ощущает «ветер с родины». (Возможно, кто-то из учащихся отметит, что ветер — символ свободы). Он вдыхает этот ветер свободы, поэтому писатель отмечает такую деталь: «широко распахнулась его грудь», сравнивает героя со львом, но не в клетке, а выступающим «сильно и бодро». Не случайно в описании природы и то, что это победное шествие «расходившегося молодца» освещает «восходящее солнце». Начало дня также символизирует начало новой жизни героя. Казалось бы, внешняя жизнь Герасима осталась той же («Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки — и пошёл косить он по-старинному»), он по-прежнему одинок, но внутренне он распрямился. Теперь он действительно подобен русскому былинному богатырю — недаром писатель называет его «великаном».
2 балла — Учащиеся дают содержательно полный ответ, упуская одну-две детали. Например, не указывают на роль пейзажа, не видят, как изменилась походка Герасима или не обращают внимания на выражение его глаз. В ответе может быть допущена 1 фактическая ошибка.
1 балл — Учащиеся дают ответ, не аргументируя его цитатами, и/или допускают 2 фактические ошибки в интерпретации фрагмента.
0 баллов — Учащиеся не дают ответ или допускают в ответе 3 и более фактические ошибки.
Вариант 6
3 балла — Учащиеся отмечают не только то, что Дубровский «не мог удержаться от некоторой зависти при виде… великолепного заведения», но и его прямоту, независимость и смелость; в характеристике Троекурова — не только то, что он гордится своей псарней, но и его своенравный, мстительный характер, пренебрежение к чувствам других людей.
2 балла — Учащиеся отмечают по одной характерной черте каждого героя и/или допускают 1 фактическую ошибку в интерпретации фрагмента.
1 балл — Учащиеся отмечают особенности характера только одного героя и/или допускают 2 фактические ошибки в интерпретации фрагмента.
О баллов — Учащиеся не дают ответ или допускают в ответе 3 и более фактические ошибки.
Вариант 7
3 балла — В поведении Владимира Дубровского учащиеся отмечают не только находчивость и смелость героя, но и то, что он не допускал мысли о безропотном подчинении, а был готов защитить свою честь, поэтому всегда носил с собой заряженный пистолет. В характеристике Троекурова необходимо отметить самодурство, дикие выходки барина, которые он считает « шуткой ».

Предложения интернет-магазинов