ВПР. Русский язык. 9 класс. КИМ. Скрипка Е.Н.

ВПР. Русский язык. 9 класс. КИМ. Книга содержит контрольные измерительные материалы для проверки знаний по предмету «Русский язык» в 9 классе. Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся при подготовке к Всероссийской проверочной работе. В сборнике даны ответы на все задания. Пособие состоит из трёх частей.
В первой части представлены тексты для списывания с пропущенными буквами и знаками препинания. К каждому тексту даны слова и предложения для различного вида разборов (фонетического, морфемного и словообразовательного, морфологического и синтаксического).

ВПР. Русский язык. 9 класс. КИМ. Скрипка Е.Н.

Описание учебника

Во второй части пособия помещены задания по курсу 9 класса. Они ориентированы на темы, изучаемые в этом курсе. Каждое задание проверяет умения и навыки, необходимые для квалификации и написания различного вида сложных предложений.
Задание 1 связано с повторением элементов, осложняющих простое предложение. Умение находить эти элементы и правильно их оформлять важно и для написания сложного предложения, части которого нередко осложняются ими.
Задание 2 связано с умением отличать сложное предложение от простого, что является базовым умением для расстановки знаков препинания в сложном предложении.

10. Сложное бессоюзное предложение. Знаки препинания в сложном бессоюзном
предложении
1. Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер сложного бессоюзного предложения с запятой между частями.
1) От выглянувшего из-за облака солнца на листве заиграли блики зарозовели стволы берёз.
2) Острота глаз у первобытного человека была необыкновенной он очень точно подмечал повадки животных их движения.
3) Художники часто рисуют итальянским карандашом он толще и мягче обычного и даёт на бумаге очень чёрные бархатистые линии.
4) Смотришь на пейзаж Левитана и кажется видишь вот пролетела с жужжанием пчела.
Ответ:
2. Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер сложного бессоюзного предложения с двоеточием между частями.
1) Вдруг выглянуло солнце трава засверкала сочным изумрудным цветом.
2) Хитрость лисы видна на рисунке в её острой длинной мордочке злость волка в его хищно оскаленной пасти.
3) Прикладное искусство окружает нас повсюду мебель занавеси посуда одежда все эти вещи создаются по рисункам художников.
4) В Голландии любили натюрморты скромные и непритязательные во Фландрии рисовали на огромных холстах горы дичи рыбы и цветов.
Ответ:
3. Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер сложного бессоюзного предложения с тире между частями.
1) Свет в природе падает на предмет неравномерно одна часть бывает освещена а другая остаётся в тени.
2) Художники-импрессионисты не смешивали краски на палитре они клали на полотно мазки разного цвета.
3) Во всём мире сохранилось всего два шкафа сделанных знаменитым французским мастером XVII века Андре Булем один находится во Франции другой у нас в Эрмитаже.
4) Герой портрета Гольбейна был очевидно сильным и волевым человеком его взгляд уверен сам он твёрдо сжимает в руке оружие.
Ответ:
4. Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер сложного бессоюзного предложения с двоеточием между частями.
56
1) «Троица» Андрея Рублёва наполнена нежностью и тишиной её краски светлы и радостны.
2) Иногда ослепительный луч на картине Рембрандта освещает только лицо или руки человека всё остальное мягко погружено в темноту.
3) Рисовать животных не так-то просто позировать они не любят.
4) Темперные краски яркие при высыхании они светлеют.
Ответ:
5. Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер сложного бессоюзного предложения с запятой между частями.
1) Не всегда церковные фрески были посвящены религиозным темам порой они отражали реально происходившие события.
2) Графит обладает чудесным свойством палочка сделанная из него оставляет на бумаге чёрную ровную линию.
3) В старину столяра называли художником в каждую создаваемую им вещь он вкладывал не только всё своё умение но и частицу своей души свою фантазию и вкус.
4) Проходили века преображалась жизнь одна эпоха сменяла другую.
Ответ:
11. Сложные предложения с различными видами связи
1. Выпишите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Люди смотрят на монументальную живопись издали, и поэтому художник избегает в своей работе мелких деталей, которых зритель всё равно не разглядит.
2) Художник-декоратор решает, как должна быть освещена сцена, чтобы лучше передать настроение спектакля, душевное состояние героев: он может залить её яркими лучами солнца или таинственным светом луны.
3) Прохожий задерживается лишь на минуту, чтобы посмотреть на плакат, и в это короткое время он должен и увидеть, и прочесть то, что на нём есть.
4) На картине В. Васнецова «Алёнушка» лес — это фон картины, но он составляет одно целое с фигурой девочки: он так же печален и поэтичен, как и героиня.
Ответ:
2. Выпишите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Художник-иллюстратор делает много предварительных рисунков, он ищет среди окружающих его людей лица, которые кажутся ему похожими на героев произведения.
2) Античное искусство было создано свободными людьми, какими и были жители древнегреческих городов-республик, а их идеалом стал образ человека-гражданина, гармонически развитого физически и духовно.
3) Как человеческие помыслы стремились к Богу, так устремлялись высоко в небо остроконечные шпили готических соборов, а вокруг, на тесных и тёмных улочках, толпились маленькие домишки.
4) При изготовлении офорта в углубления на пластинке втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.
Ответ:
3. Выпишите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Художники эпохи Возрождения предпочитали писать темперой или масляными красками: они создавали большие произведения, для которых пастель не подходит.
2) Древние египтяне и индусы писали на пальмовых листьях, а вавилоняне и ассирийцы — на глиняных плитках, которые затем хранили в глиняных ящичках.
3) Волокна стеблей папируса разрезались, склеивались и прессовались, затем готовые листы подклеивали один к другому, и получался свиток, на котором писали.
4) Века шли, и постепенно всё менялось: вырастали новые города, быстро развивались торговля и ремёсла.
Ответ:
4. Выпишите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) До сих пор ещё нельзя сказать точно, когда научились делать бумагу, но предполагают, что изобретена она была во II веке нашей эры в Китае.
2) Статуи фараонов не были только портретами, они были также двойниками тех, кого изображали.
3) В эпоху Возрождения в Италии жило много замечательных художников, но имена трёх гениальных мастеров знает каждый: это Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти.
4) Рисунок может быть самостоятельным произведением искусства, над которым художник работает долго и кропотливо: в рисунке так же, как в живописи, художник изображает людей и передаёт их чувства и настроение.
Ответ:
5. Выпишите сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Миланский собор — единственный собор в Европе, который украшен, как кружевом, резным мрамором, а строили его около шести веков.
2) Рос город Милан, а вместе с ним рос и собор, в котором было сосредоточено всё, что создало средневековое искусство.
3) Пейзажная живопись очень разнообразна: есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие пейзажи, которые создала фантазия художника.
4) Так же, как иконы, древние фрески хранят в себе историю нашей страны, они говорят и о высоком искусстве старинных русских художников, которое мы должны беречь.
Ответ:
12. Грамматические (синтаксические) нормы
1. Найдите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой (ошибка в построении предложения с однородными членами). Запишите его, исправив ошибку.
1) Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги.
2) Орнамент не только может быть составлен из линий, геометрических фигур, но и из листьев, цветов, ягод, даже птиц и зверей.

Предложения интернет-магазинов