КИМ ВПР. История России. 8 класс. Алексашкина Л.Н.

КИМ ВПР. История России. 8 класс. Пособие содержит контрольные измерительные материалы для проверки освоения учащимися материала курса «История России» в 8 классе. Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся при подготовке к Всероссийской проверочной работе. В книге даны ответы на все задания. Данное пособие поможет восьмиклассникам лучше освоить изучаемый раздел отечественной истории, овладеть знаниями и умениями, необходимыми для работы с историческим материалом. В предлагаемых заданиях учитываются требования основной образовательной программы к подготовке учащихся, а также содержание и формат Всероссийских проверочных работ по истории (ВПР).

КИМ ВПР. История России. 8 класс. Алексашкина Л.Н.

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
1. Россия и Европа в конце XVII в 5
2. Предпосылки Петровских реформ 6
3. Начало правления Петра I 7
4. Северная война 1700—1721 гг 9
5. Реформы управления Петра 1 11
6. Экономическая политика Петра 1 12
7. Российское общество в Петровскую эпоху 14
8. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий 15
9. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам 17
10. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ 19
11. Повседневная жизнь и быт при Петре I 22
12. Значение Петровских преобразований в истории страны 24
13—14. Эпоха дворцовых переворотов 26
15. Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг 27
16. Внешняя политика России в 1725—1762 гг 29
17. Россия в системе международных отношений 32
18. Внутренняя политика Екатерины II 33
2. Предпосылки дворцовых переворотов: отсутствие установленного порядка наследования трона (после указа Петра I о назначении наследника по воле государя, 1722 г.); борьба придворных группировок за власть; стремление гвардейской верхушки в условиях ослабления или непопулярности власти поддержать кандидатуру другого правителя.
Основные участники переворотов: представители придворной верхушки, офицеры и солдаты гвардейских полков.
Последствия дворцовых переворотов: неустойчивость власти; возникавшая у правителей боязнь заговоров и очередного переворота; стремление «задобрить» гвардию; развитие системы слежки и сыска.
3. Верховники — члены Верховного тайного совета, учреждённого Екатериной I (первоначально в него входили представители аристократических семейств и некоторые сподвижники Петра I). В 1730 г. верховники попытались с помощью Кондиций, предъявленных Анне Иоанновне, ограничить самодержавную власть.
15
1. Екатерина I — 3; Анна Иоанновна — 1, 5; Елизавета Петровна — 4, 6; Пётр III — 2.
2. При преемниках Петра I права и привилегии дворянства восстанавливались и расширялись. Этому способствовали следующие меры: отмена указа Петра I о единонаследии; предоставление помещикам права собирать государственные подати со своих крестьян; ограничение срока обязательной дворянской службы; предоставление дворянам монополии на винокурение (производство водки); издание Манифеста о вольности дворянства в 1762 г. (освобождение дворян от обязательной службы государству).
69
3. Последствия прикрепления посессионных крестьян к мануфактурам, с одной стороны, заключались в том, что владельцы предприятий получали дешёвую и бесправную рабочую силу; с другой стороны, труд таких работников был малопроизводительным, это тормозило развитие мануфактур.
4. А —.металл, пенька, лён, кожи, лес, хлеб. Б — ткани, краски, ремесленные изделия, вина, колониальные товары.
16
1. Основной причиной Русско-шведской войны 1741 — 1743 гг. было стремление Швеции вернуть территории, потерянные ею в результате Северной войны 1700-1721 гг. В войне 1741-1743 гг. Швеция также потерпела поражение и уступила России Юго-Восточную Финляндию.
2. 1) Общие хронологические рамки Семилетней войны — 1756—1763 гг., годы участия в войне российских войск — 1757—1761 гг.
2) В коалиции противоборствовавших государств входили: с одной стороны — Пруссия и Англия, с другой стороны — Франция, Австрия, Россия, Саксония.
3) Основная причина вступления в войну России — стремление защитить свои владения на Балтике от захвата Пруссией.
5) 2, 4, 5.
3. Несмотря на победы русских войск в сражениях против прусской армии, Россия вышла из антипрусской коалиции. Это случилось после вступления на престол в конце 1761 г. Петра III, который был горячим поклонником прусского короля Фридриха II.
4. 1,4.
17
1. Изменение главного внешнеполитического противника Франции на протяжении XVIII в. (вместо Габсбургов им стала Великобритания) произошло в силу ряда обстоятельств. С одной стороны, Габсбурги утратили власть в Испании, здесь стали править Бурбоны. Угроза Франции со стороны Испании ослабла. С другой стороны, обострились противоречия между Францией и набравшей силу Великобританией, их интересы сталкивались уже за пределами Европы, в осваивавшихся европейцами колониях Нового Света.
1. Вступлению Екатерины на трон в 1762 г. способствовали несколько обстоятельств: а) отсутствие определённого порядка наследования российского престола после указа Петра I о том, что наследника назначает государь; б) имевший-
70
ся опыт дворцовых переворотов, когда придворные группировки и гвардия свергали неугодного правителя; в) недовольство многих людей в придворных кругах и гвардии политикой мужа Екатерины Петра III; г) личные качества Екатерины, старавшейся заручиться поддержкой разных лиц, чтобы утвердиться у власти. К личным качествам Екатерины можно отнести честолюбие; способность ставить перед собой значительные цели и последовательно добиваться их; обдуманность каждого совершаемого шага; умение приспосабливаться к жизненным обстоятельствам (приехав юной девушкой в незнакомую страну, она приняла православие, старательно изучала русский язык и др.); стремление производить благоприятное впечатление на окружающих.
2. Годы деятельности Уложенной комиссии — 1767—1769 гг. Задача комиссии — составление нового свода законов империи (вместо Соборного уложения 1649 г.). В состав комиссии входили выборные от дворянства, городов, казачества, а также народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Организация работы, в начале заседаний члены комиссии выслушали «Наказ», составленный Екатериной II. Но затем обсуждение свелось к высказыванию представителями разных сословий и групп своих интересов. Итоги: ввиду невозможности принятия согласованных решений Екатерина II распустила комиссию.
3. Мероприятия политики просвещённых монархов в Европе: проведение административных реформ, способствующих централизации управления; отмена части сословных привилегий; распространение образования; секуляризация церковных земель и ограничение влияния церкви. Приверженность Екатерины II идеям просвещённого абсолютизма выражалась в следующем: составлении «Наказа» для Уложенной комиссии, где говорилось о необходимости сочетать самодержавие с законами «гражданского общества»; осуществлении преобразований в духе просвещённого абсолютизма; личной переписке с некоторыми из просветителей (Вольтером). Из того, что сделано императрицей, следует отметить: проведение административных реформ, в том числе — регулировавших положение сословий; секуляризацию церковных земель; содействие распространению в России образования (в том числе — женского); провозглашение принципа веротерпимости.
4. Секуляризация — это перевод государством церковной собственности (главным образом, земли) в светскую (государственную).
В результате секуляризации, проведённой по указу Екатерины II (1764 г.), к государству перешли церковные и монастырские земли с проживавшими на них сотнями тысяч крестьян (910 тыс. душ).
5.
Реформа Документ, год принятия Основное содержание реформы
Губернская «Учреждения для управления губерний», 1775 г. Создание 50 губерний (вместо 15), введение двухуровневого управления (губерния — уезд), передача части функций от коллегий губернским органам
Городская Жалованная грамота городам, 1785 г. Введение городского самоуправления (городской голова, городская дума и др.). Право избирать органы управления получали горожане старше 25 лет, обладавшие определённым доходом
В отношении дворянства Жалованная грамота дворянству, 1785 г. Определение «личных преимуществ» дворян. Создание дворянского самоуправления (дворянские собрания, губернские и уездные предводители дворянства)
Школьная Устав народных училищ (1786 г.) и др. Создание системы среднего образования (губернские и уездные народные училища). Открытие первого учебного заведения для девочек (дворянок) — Смольного института. Открытие Коммерческого училища в Москве
6. Характеристика Екатерины II может содержать более или менее подробное изложение пунктов предложенной в задании памятки.

Предложения интернет-магазинов