Русский язык. 8 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР. Дергилева Ж.И.

Русский язык. 8 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР. Настоящее пособие состоит из 10 примерных вариантов проверочных работ и единых критериев оценивания учебных достижений по русскому языку в 8 классе. Выполнение проверочной работы рассчитано на 90 минут. В каждом варианте представлено 17 заданий по основным направлениям, нацеленным на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебноязыковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями.

Русский язык. 8 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР. Дергилева Ж.И.

Описание учебника

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7-17.
Текст 2
(1)В истории Древней Греции было немало великих людей, одним из которых был Демосфен — знаменитый оратор. (2)Он рано потерял отца, имевшего оружейную мастерскую, а опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство. (З)Юноше было необходимо добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд. (4)Чтобы добиться успеха, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное — умение хорошо и убедительно говорить.
(б)Выступать перед народом Демосфен мечтал с детства. (б)Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. (7)Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. (8)С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.
(9)Первое выступление молодого оратора перед народом, к сожалению, провалилось: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. (10)Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил и совершенно не умел держаться перед публикой. (И)Демосфен решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи и с удвоенным усердием принялся за работу. (12)По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. (13)Он набирал в рот камешки и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук «р», брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. (14)Демосфен приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн. (15)Четыре года молодой человек прилежно учился. (16)Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.
(17)История жизни Демосфена поучительна и для нашего времени. (18)Его упорство, желание преодолеть, казалось бы, неодолимые препятствия, заслуживают уважения потомков.
(По МЛ. Ботвиннику)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ

8. Определите и запишите микротему 2 абзаца текста.
Ответ.
9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение сила красноречия из предложения 7. Запишите ответ.
Ответ
10. В предложениях 5-7 найдите слово с лексическим значением «умение говорить красиво, убедительно, ораторские способности». Выпишите это слово.
Ответ
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) держаться перед публикой
2) непреодолимые препятствия
3) которое покорило
4) прилежно учился
Ответ.
12. Из предложения 16 выпишите грамматическую основу.
Ответ.
13. Определите тип односоставного предложения 3. Запишите ответ.
Ответ.

14. Среди предложений 9-11 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ.
15. Среди предложений 12-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ
16. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным приложением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
17. Среди предложений 6-8 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Ответ.
Выпишите номер этого предложения.
Ответ.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный разбор слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) задача (не)решена, идти (не Останавливаясь, ни с кем(не)знакомый
2) (небольшой дом, (не)стираные вещи, (не)заросший берег
3) (не)кого терять, дверь (не)заперта, (не)определённая цель
4) мне (не) здоровилось, (не)виданная роскошь, (не)сушёные на солнце
Ответ
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Крала, засветло, сироты, принявший
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) В комнату зашли двое девушек.
2) По завершении времени лекция была закончена.
3) Мне нужно было оплатить за телефон.
4) Составляя текст, внимательно следите за строем речи.
9. Определите, каким средством языковой выразительности являются слова грубой (шуткой), резким (выражением) из предложения 12. Запишите ответ.
Ответ.
10. В предложениях 11 найдите слово с лексическим значением «выказывать пренебрежение к опасности; рисоваться своей смелостью, опасным положением; пренебрегать приличиями». Выпишите это слово.
Ответ
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) явлениям в жизни
2) громко говорить
3) это красиво
4) важнейшая часть
Ответ.
12. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу. Ответ
13. Определите тип односоставного предложения 18. Запишите ответ.
Ответ.
14. Среди предложений 16-17 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ
15. Среди предложений 12-13 найдите предложение с обособленным согласованным распространенным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ

Предложения интернет-магазинов