Астрономия. 10-11 классы. Сборник проверочных и контрольных работ. Котова О.В., Романенко Е.Ю.

Астрономия. 10-11 классы. Сборник проверочных и контрольных работ. Пособие адресовано учащимся 10-11-х классов, учителям физики и астрономии общеобразовательных учреждений. Оно предназначено для проверки знаний учеников старших классов по астрономии на базовом уровне. Пособие содержит: — 17 проверочных работ в 6 вариантах; — 4 контрольные работы в 6 вариантах; — справочные сведения; — ответы и указания по выполнению заданий. Работы сгруппированы по темам и разделам школьного курса для 10-11-х классов.

Астрономия. 10-11 классы. Сборник проверочных и контрольных работ. Котова О.В., Романенко Е.Ю.

Описание учебника

ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 4
Проверочные работы 5
Тема 1. Предмет астрономии. Наблюдения — основа астрономии . . 5
Тема 2. Практические основы астрономии 7
Тема 3. Строение Солнечной системы 14
Тема 4. Природа тел Солнечной системы 24
Тема 5. Солнце и звёзды 36
Тема 6. Строение и эволюция Вселенной 43
Контрольные работы 49
Контрольная работа 1. Предмет астрономии.
Практические основы астрономии 49
Контрольная работа 2. Строение Солнечной системы 51
Контрольная работа 3. Природа тел Солнечной системы 53
Контрольная работа 4. Солнце и звёзды 56
Литература 58
Справочные данные 59
Ответы, решения, рекомендации 64
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа 1
Предмет астрономии. Практические основы астрономии
ВАРИАНТ 1
1. Объясните, почему полуденная высота Солнца меняется в течение года.
2. К какой системе координат относится склонение и как оно измеряется?
3. Определите максимальную высоту Солнца в Махачкале (ф = 43°).
4. В какой фазе будет Луна во время солнечного затмения? Ответ поясните чертежом.
5. Самолёт вылетел из Москвы в 10 ч 20 мин по московскому декретному времени, прилетел в Красноярск в 20 ч 50 мин по красноярскому времени. Сколько продолжался полёт, если Красноярск находится в 6-м часовом поясе?
ВАРИАНТ 2
1. Можно ли в вашем городе увидеть Солнце в зените?
2. Как называются точки пересечения оси мира с небесной сферой?
3. Определите широту места, если высота Бетельгейзе (8 = +7°24′) составила 55°.
4. Луна в первой четверти. Может ли через неделю произойти лунное затмение? Ответ поясните.
5. Определите местное время для пункта с долготой X = 2 ч 39 мин, если московское время составляет 14 ч 00 мин.
ВАРИАНТ 3
1. Нарисуйте, как будет происходить движение звёзд относительно горизонта на экваторе.
2. Какой географической координате аналогична координата «прямое восхождение » ?
3. Определите географическую широту места наблюдения, если полуденная высота Солнца равна 40°, а его склонение 5 = -10°.
4. В какой день — 15 мая или 20 октября — можно наблюдать солнечное затмение на Южном полюсе?
5. Почему было введено поясное время?
1. В какой стороне света восходит и заходит Солнце в Северном полушарии небесной сферы с 21 марта по 23 сентября? Чем вызвано годичное движение Солнца по эклиптике?
2. На каком угловом расстоянии от зенита находится полюс мира в городе Ростове-на-Дону? Широта города Ростова-на-Дону — 47° с. ш.
3. Определите минимальную высоту Солнца в Севастополе (ср = 45°).
4. Что такое синодический месяц?
5. В Гринвиче 12 ч 20 мин, в некотором пункте 15 ч 43 мин местного времени. Какова долгота этого пункта?
1. В какой стороне света Солнце восходит в самый короткий день (для жителей Северного полушария)?
2. Меняется ли прямое восхождение звёзд в течение суток?
3. Определите склонения звёзд, которые кульминируют в зените в городе Воркуте (ф = 66°).
4. В каком случае могут наблюдаться кольцеобразные затмения Солнца?
5. Вычислите всемирное время в полдень по местному времени в Лиссабоне (X = 9° 10′).
1. По каким созвездиям происходит движение Солнца? Сколько всего этих созвездий?
2. Как называются точки пересечения линии горизонта и небесного экватора?
3. Можно ли увидеть в Ростове-на-Дону (47° 15′) звезду Канопус (5 = -52°41′)?
4. На Земле полное лунное затмение. Что увидит астронавт, находящийся на Луне?
5. Полное солнечное затмение 22 июля 2009 года началось по всемирному времени в 1 ч 51 мин. Вычислите время начала затмения по московскому времени.
ВАРИАНТ 4
ВАРИАНТ 5
ВАРИАНТ 6
Контрольная работа 2 Строение Солнечной системы
ВАРИАНТ 1
1. Что такое конфигурация планет? Перечислите конфигурации, характерные для нижних планет.
2. Приведите несколько примеров, доказывающих шарообразность Земли.
3. Меркурий в восточной элонгации. В какое время суток его можно увидеть?
4. Период обращения Нептуна вокруг Солнца равен 164,5 года. Определите большую полуось орбиты Нептуна.
5. Во время противостояния горизонтальный параллакс Юпитера оказался равен 2,1″. Определите его линейный радиус, если угловой радиус равен 23,4″, а радиус Земли — 6400 км.
ВАРИАНТ 2
1. Какие планеты можно наблюдать в верхнем соединении?
2. Какие телескопические открытия Галилео Галилея подтвердили правильность теории Николая Коперника?
3. Какая планета вызывает наибольшие возмущения в движении тел Солнечной системы?
4. Вычислите синодический период астероида Метида, период обращения которого вокруг Солнца равен 3,68 года.
5. Определите горизонтальный параллакс Марса во время противостояния. Расстояние от Марса до Солнца равно 1,5 а. е., горизонтальный параллакс Солнца — 8,8″.
ВАРИАНТ 3
1. Продолжите предложение. Первая космическая скорость — это …
2. Венера находится в западной элонгации. В какое время суток и в какой стороне горизонта её можно будет увидеть?
3. Расстояние от Земли до Солнца меняется от 146 400 000 до 152 600000 км. Объясните почему.
4. Определите угловой радиус Марса в противостоянии, если его линейный радиус равен 3400 км, горизонтальный параллакс — 18″. Радиус Земли равен 6400 км.
і
5. Вычислите массу Плутона в массах Земли, если его спутник Харон находится на расстоянии 19 600 км, а его звёздный период равен 6,4 суток. В качестве второго тела возьмите Луну, звёздный период которой равен 27,3 суток, расстояние до Земли — 384000 км.
1. Сможем ли мы увидеть планету, если она будет находиться в нижнем соединении?
2. Какой вклад внёс Николай Коперник в развитие астрономии?
3. Какое значение имеют искусственные спутники Земли в нашей жизни?
4. Определите массу Луны по известному ускорению свободного падения на Луне (g = 1,6 м/с2; радиус Луны — 1737 км).
5. Во время великого противостояния Юпитера 21 сентября 2010 года он находился от Земли на расстоянии 3,95 а. е. Угловой диаметр планеты составлял 50″. Рассчитайте линейный диаметр Юпитера.
1. По расположению относительно орбиты Земли планеты делятся на внутренние и внешние. Какие из них могут находиться в элонгациях, какие — в квадратурах?
2. Нарисуйте строение атмосферы Земли.
3. В какой точке орбиты должна располагаться внешняя планета, чтобы при движении к ней космического аппарата энергетические затраты были наименьшие?
4. Определите расстояние до Луны в перигелии, если её угловой диаметр равен 33″, а линейный диаметр — 3400 км.
5. Большая полуось орбиты астероида Дон Кихот равна 4,2 а. е. Определите, как часто он бывает в противостоянии.
1. Перечислите учёных-философов Древней Греции, которые внесли вклад в развитие астрономии.
2. Меркурий в западной элонгации. В какой части небосвода и когда его можно наблюдать?
3. Назовите основную причину смены дня и ночи на Земле.
4. Горизонтальный параллакс Венеры составляет 31,77″. Определите, на каком расстоянии от Земли находится планета.
5. Сколько времени будет продолжаться полёт по полуэллиптической орбите с Земли на Меркурий, если большая полуось орбиты Меркурия равна 0,4 а. е.
Контрольная работа 3 Природа тел Солнечной системы
ВАРИАНТ 1
1. Перечислите, из каких оболочек состоит атмосфера Земли. Какую роль в жизни планеты играют озон, водяной пар, углекислый газ?
2. На каких планетах Солнечной системы и почему наблюдаются полярные сияния?
3. Фотографические наблюдения метеоров показали, что радиант занимает на небе некоторую площадь. Чем это можно объяснить?
4. Можно ли с Земли увидеть на Луне невооружённым глазом кратер Платон, диаметр которого 100 км? Разрешающую способность глаза принять равной Г, диаметр Луны — 3480 км.
5. Во сколько раз увеличится вес человека на Юпитере по сравнению с Землёй?
ВАРИАНТ 2
1. Суточные колебания температуры на планетах земной группы сильно отличаются. Объясните почему.
2. Какие особенности в атмосферах планет-гигантов были открыты благодаря автоматическим межпланетным станциям?
3. Из чего состоит ядро кометы?
4. Оцените среднюю плотность Тритона, спутника Нептуна, если его масса равна 2,1 • Ю20 кг, а радиус — 1353 км.
5. Определите полярный радиус Урана, если его экваториальный радиус равен 26 220 км, а сжатие — 0,02.

Предложения интернет-магазинов