Астрономия. 11 класс. Галузо И.В., Голубев В.А., Шимбалев А.А.

Астрономия. 11 класс. Настоящее издание (предыдущее вышло в 2009 г. в издательстве «Народная асвета») полностью пересмотрено и уточнено в соответствии с новыми открытиями и достижениями астрономии. В него добавлены задачи для проверки знаний учащихся (в конце каждого параграфа), приведены таблицы со справочными данными, касающимися основных разделов учебника.

Астрономия. 11 класс. Галузо И.В., Голубев В.А., Шимбалев А.А.

Описание учебника

Содержание
Предисловие 3
раздел I. введение 4
§ 1. Предмет астрономии 4
раздел II. основы практической астрономии 13
§ 2. Звёздное небо 13
§ 3. Небесные координаты 21
§ 4. Определение географической широты 25
§ 5. Измерение времени. Определение географической долготы 28
раздел III. движение небесных тел 38
§ 6. Гелиоцентрическая система Коперника 38
§ 7. Видимое движение Солнца и Луны. Затмения 44
§ 8. Законы Кеплера 53
§ 9. Закон всемирного тяготения Ньютона 56
§ 10. Определение размеров небесных тел и расстояний до них в Солнечной системе 62
§ 11. Движение космических аппаратов 67
раздел IV. сравнительная планетология 74
§ 12. Общие характеристики планет. Происхождение Солнечной системы 74
§ 13. Планеты земной группы 79
§ 14. Планеты-гиганты 89
§ 15. Луна. Спутники планет 96
§ 16. Карликовые планеты и малые тела Солнечной системы 105
Раздел VI. Солнце — дневная звезда
К колебаниям солнечной активности особенно чувствительна нервная система человека. Достоверно установлено, что число больных, поступающих в клиники, резко увеличивается в дни подъёма солнечной активности. Предполагается, что солнечная активность влияет на человека через возмущения магнитного поля Земли.
Чтобы всесторонне исследовать явления, происходящие на Солнце, учёные проводят непрерывные наблюдения Солнца, которые называют Службой Солнца.
1. Мощность радио-, коротковолнового и корпускулярного излучений Солнца значительно возрастает при активных процессах в солнечной атмосфере.
2. Озоновый слой атмосферы Землиявляется защитной оболочкой от вредного для человека и живых организмов ультрафиолетового излучения Солнца.
3. Солнечный ветер — непрерывный поток разреженной плазмы, радиально исходящий от Солнца.
4. Неоднородность солнечного ветра вызывает на Земле магнитные бури, полярные сияния, радиовсплески.
5. Гелиобиология — наука, изучающая влияние активности Солнца на биологические объекты и человечество.
Контрольные вопросы и задания
1. Как земная атмосфера влияет на прохождение различных видов солнечного излучения к поверхности Земли?
2. Почему на Земле часто наблюдается нарушение связи на коротких радиоволнах?
3. Какова роль озонового слоя в атмосфере Земли? Каким образом активность Солнца может влиять на толщину озонового слоя Земли?
4. Что такое солнечный ветер? Как он возникает?
5. Что называют магнитосферой Земли? Какое влияние на неё оказывает солнечный ветер?
6. Каковы причины и последствия магнитных бурь на Земле?
7. Каковы причины происхождения полярных сияний?
Главные выводы
Звёзды
§ 22. основные характеристики звёзд, светимость
1. видимая звёздная величина. При первоначальном знакомстве со звёздным небом (§ 2) мы рассмотрели понятие «звёздная величина» (т). Вы уже знаете, что звёзды 1-й звёздной величины создают в 2,512 раза большую освещённость (отношение светового потока к площади, им освещаемой), чем звёзды 2-й звёздной величины, которые, в свою очередь, дают световые потоки в 2,512 раза больше, чем звёзды 3-й звёздной величины, и т. д. Таким образом, за интервал в одну видимую звёздную величину (обозначается I»1) принято отношение освещённостей (Е) в 2,512 раза. В виде формулы эти соотношения выразил Н. Погсон:
Измеряя при помощи фотометра отношение блеска звёзд, можно определить разность звёздных величин по формуле Погсона. Нуль-пункт же выбирают условно, по соглашениям. При этом договорено, чтобы стандартная звезда 1-й звёздной величины (средняя из 20 самых ярких звёзд) давала бы в 100 раз больше света, чем звезда 6-й звёздной величины, находящаяся на пределе зрения.
Видимая звёздная величина Луны в полнолуние равна -12,7т, а в фазе первой четверти составляет -9,0т. По формуле (1) можем найти, что освещённость Луны в полнолуние (£„) больше освещённости Луны в фазе первой четверти (Е\) в 30 раз:
Видимую звёздную величину Солнца определил Витольд Карлович Цераский. Она оказалась равной -26,8т. Шкала звёздных величин позволяет выражать в звёздных величинах блеск слабых светил, невидимых невооружённым глазом. В настоящее время крупнейшие телескопы с диаметром зеркал 8—10 м и современной приёмной аппаратурой позволяют регистрировать объекты до 28-й звёздной величины.
2. определение расстояний до звёзд. Учёные давно предполагали, что звёзды имеют такую же физическую природу, как и Солнце. Из-за колоссальных расстояний диски звёзд не видны даже в сильные телескопы. Чтобы сравнивать звёзды между собой и с Солнцем, необходимо найти методы определения расстояний до них. Основным методом является метод параллактического смещения звёзд, рассмотренный нами ранее. Так как радиус Земли слишком мал по сравнению с расстоянием до звёзд, необходимо выбрать больший базис для измерения параллактического смещения звёзд. Ещё Н. Коперник понимал, что, согласно его гелиоцентрической системе, близкие
звёзды на фоне далёких звёзд должны описывать эллипсы в результате годового движения Земли вокруг Солнца.
Кажущееся перемещение более близкой звезды на фоне очень далёких звёзд происходит по эллипсу с периодом в один год и отражает движение наблюдателя вместе с Землёй вокруг Солнца (рис. 122). Положение Земли на орбите и видимые с Земли положения звезды нанебе на данном рисунке обозначены одинаковыми цифрами. Маленький эллипс, описываемый звездой, называется параллактическим эллипсом. В угловой мере большая полуось этого эллипса равна величине угла, под которым со звезды видна большая полуось земной орбиты, перпендикулярная направлению на звезду. Этот угол называется годичным параллаксом (л). Параллактические смещения звёзд служат неопровержимым доказательством обращения Земли вокруг Солнца.

Предложения интернет-магазинов