Астрономия. 11 класс. Мамадазимов М.

Астрономия. 11 класс. Данный учебник предназначен для 11 классов средних, средних специальных учебных учреждений и специализированной школы при Институте астрономии Академии наук Республики Узбекистан.  Учебный материал, обозначенный двумя (**) звёздочками предназначен только для углубленного и расширенного изучения в специализированных школах. Раздел «Элементы космонавтики», в котором даются начальные знания по аэронавтике, предназначен для специализированных школ.

Астрономия. 11 класс. Мамадазимов М.

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕМА 1. § 1. Что изучает астрономия? История её развития и связь
ЧАСТЬ I
I РАЗДЕЛ. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ
ТЕМА 2. § 2. Суточное видимое движение светил. Созвездия 6
§ 3. Доказательства вращения Земли вокруг своей оси *. Маятник Фуко 7
§ 4. Небесная сфера, её основные точки, круги и линии 8
§ 5. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика 10
ТЕМА 3. § 6. Небесные координаты 11
§ 7. Звёздные карты 13
§ 8. Видимые звёздные величины * 14
ТЕМА 4. § 9. Связь между высотой Полюса мира и географической широтой места наблюдения 15
§ 10. Видимое суточное вращение небесной сферы на различных географических широтах 16
§ 11. Кульминация светил и высота кульминации 19
§ 12. Приближенное определение широты места наблюдений с помощью астрономических наблюдений ** 20
ТЕМА 5. § 13. Основы измерения времени * 21
§ 14. Календари 23
ТЕМА 6. § 15. Видимое движение, фазы и периоды Луны 25
§ 16. Мусульманские солнечный и лунный календари хиджры * 27
§ 17. Солнечные и лунные затмения 29
II РАЗДЕЛ. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
ТЕМА 7. § 18. Строение солнечной системы 31
§ 19. Масштабы и состав Солнечной системы 34
Вопросы и задания
1. Из каких звёзд образуются «белые карлики»?
2. Какие звёзды в процессе своей эволюции превращаются в нейтронные звёзды?
3. В звезду с каким радиусом превращаются «чёрные дыры» на завершающем этапе своей эволюции?
4. Остатками какого вида звёзд считаются «чёрные дыры»?
VI РАЗДЕЛ. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОСМОСА
ТЕМА 25. § 56. Строение нашей Галактики, её состав и вращение
Если безоблачной темной ночью посмотреть на небо, то можно увидеть протянувшуюся через весь небосвод светлую «полосу», название которой нам знакомо с детства — Млечный Путь.
Рассматривая Млечный путь в обычный полевой бинокль или маленький телескоп, можно увидеть, что он состоит из звёзд, расположенных близко друг к другу.
Часть этой огромной системы звёзд, куда входит Солнце как обычная звезда, мы называем нашей Галактикой (рис. 101). Если рассматривать Галактику сбоку, она имеет вид двояковыпуклой линзы. Диаметр Галактики в этой её части немного меньше 100 000 световых лет, её толщина равна 7000 световых лет. Расстояние от Солнечной системы до центра Галактики, равно 2/3 радиуса солнечной системы (33000 св.л.) (рис. 102). Если посмотреть на диск Галактики в направлении, перпендикулярном его плоскости, то можно обнаружить расходящиеся от её центра спиральные рукава Галактики, расположенные вдоль её плоскости и напоминающие по своему внешнему виду ходовое колесо маятниковых часов (рис. 103). Если смотреть на центральное ядро Галактики со стороны Солнечной системы, то можно заметить, что оно проецируется на созвездие Стрельца.
Согласно расчётам, в Галактике около 200 миллиардов звёзд. Помимо звёзд в неё входят кратные звёзды (системы из нескольких звёзд, обращающихся вокруг общего центра масс под действием гравитационных сил), группы звёзд и звёздные скопления, межзвёздные газопылевые облака и туманности, молекулярные облака, космические лучи и т. д. Все звёзды, как и Солнце со своими планетами, обращаются вокруг ядра Галактики. Плоскость Млечного Пути и плоскость небесного экватора образуют угол в 62°. При этом скорости движения звёзд уменьшаются по мере удалёния от ядра Галактики. Скорость вращения Солнца и ближайших к нему звёзд составляет 240 км/с, период обращения — около 200 миллионов лет.
§ 57. Шаровые и рассеянные звёздные скопления
В Галактике имеются не только одиночные звёзды, но и динамически зависимые пары звёзд, кратные звёзды и, наконец, скопления, состоящие из сотен и тысяч звёзд. Группы, содержащие от 10 до нескольких тысяч звёзд, связанных между собой динамическими зависимостями, называются звёздными скоплениями. По внешнему виду различают рассеянные и шаровые звёздные скопления.
Рассеянные звёздные скопления. Расположенные от нас на одинаковом расстоянии и связанные между собой гравитационными силами звёздные скопления называются рассеянными скоплениями.
В Галактике имеется около 800 рассеянных звёздных скоплений с диаметрами от 1,5 пк до 20 пк. К хорошо известным рассеянным скоплениям относятся скопления Плеяды и Гиады в созвездии Тельца. Плеяды находятся на расстоянии 130 пк от Солнца (рис. 104), Гиады — на расстоянии около 40 пк.
Шаровые звёздные скопления. Огромное количество звёзд объединяется в группы, образуя скопления сферической формы, которые называют шаровыми звёздными скоплениями. Шаровые скопления отличаются от рассеянных скоплений своим химическим составом. В частности, если тяжелые элементы в спектрах рассеянных скоплений составляют 1-4%, то в шаровых скоплениях — всего 0,01-0,1%. Это свидетельствует о том, что рассеянные и шаровые скопления возникли в различных условиях.
Шаровые скопления выделяются на фоне звёзд благодаря большому количеству входящих в них звёзд и своей сферической форме. Они имеют средний радиус около 40 пк. В нашей Галактике насчитывается около 100 таких скоплений. В отличие от рассеянных скоплений, концентрация шаровых скоплений сильно увеличивается к центру нашей Галактики. Типичный представитель этого класса — шаровое скопление М-13, расположенное в созвездии Геркулеса. В нём содержится около 20 000 звёзд. Оно расположено на расстоянии 24 000 световых лет от Солнца (рис. 105).
ТЕМА 26. § 58. Диффузные и пылевые туманности
Рассматривая фотографические снимки звёздного неба, можно заметить неравномерность распределения звёзд. Главная причина того, что некоторые звёзды кажутся значительно менее яркими, — большое количество в этих областях неба космической пыли, поглощающей свет звёзд. Межзвёздное поглощение света открыл намного более 100 лет тому назад известный астроном В.Я. Струве.
Замечательными примерами пылевых туманностей являются тёмные туманности: «Угольный мешок», который проецируется на созвездие Южного Креста, и «Конская голова», видимая на фоне созвездия Ориона (рис. 106).