Астрономия. 11 класс. Методическое пособие. Кунаш М.А.

Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к переработанному под ФГОС учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута призвано помочь учителю при подготовке к урокам, в организации деятельности учащихся на уроке и дома, в подготовке к ЕГЭ по физике, а также оказать поддержку в процессе вовлечения школьников в олимпиадную деятельность. К каждому уроку даны подробные методические указания, представлены задачи и практические задания. Также в пособии приведены варианты контрольных и самостоятельных работ и темы проектов.

Астрономия. 11 класс. Методическое пособие. Кунаш М.А.

Предисловие 3
Урок 10. Законы движения планет Солнечной системы 56
Урок 11. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе 61
Урок 12. Практическая работа с планом Солнечной системы 67
Урок 13. Открытие и применение закона всемирного тяготения 72
Урок 14. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (К А) в Солнечной системе 76
омашнее задание. § 25.1, 25.2, 25.4; практические задания.
1. С каким угловым диаметром будет видна наша Галактика, диаметр которой составляет 0,03 Мпк, для наблюдателя, находящегося в галактике М31 (туманность Андромеды) на расстоянии 600 кпк?
2. Используя подвижную карту звездного неба, определите, через какие созвездия проходит Млечный Путь.
Темы проектов
1. История исследования Галактики.
2. Легенды народов мира, характеризующие видимый на небе Млечный Путь.
3. Открытие «островной» структуры Вселенной В. Я. Струве.
4. Модель Галактики В. Гершеля.
Задача для подготовки к ЕГЭ по физике
Один ученый проверяет закономерности электромагнитных колебаний в колебательном контуре на Земле, а другой — в лаборатории на космическом корабле, летящем вдали от звезд и планет с выключенным двигателем. Если колебательные контуры одинаковые, то в обеих лабораториях эти закономерности будут:
1) одинаковыми при любой скорости корабля;
2) разными, так как на корабле время течет медленнее;
3) одинаковыми только в том случае, если скорость корабля мала;
4) одинаковыми или разными в зависимости от модуля и направления скорости корабля.
Урок 30. Наша Галактика
Цели урока
Личностные: проявлять навыки самообразования, информационной культуры, включая самостоятельную работу с книгой; высказывать убежденность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.
Метапредметные: объяснять различные механизмы радиоизлучения на основе знаний по физике; классифицировать объекты межзвездной среды; анализировать характеристики светлых туманностей.
Предметные: характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездообразования; описывать методы обнаружения органических молекул; раскрывать взаимосвязь звезд и межзвездной среды; описывать процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков; определять источник возникновения планетарных туманностей как остатки вспышек сверхновых звезд.
Основной материал
Состав межзвездной среды и его характеристика. Характеристика видов туманностей. Взаимосвязь различных видов туманностей с процессом звездообразования. Характеристика излучения межзвездной среды. Научное значение исследования процессов в разреженной среде в гигантских масштабах. Обнаружение органических молекул в молекулярных облаках.
Методические акценты урока. В начале урока целесообразно предложить учащимся ответить на вопросы к § 25 учебника, а также выполнить задания.
1. Используя подвижную карту звездного неба, определите примерные координаты области небесной сферы, в которой расположен центр Галактики.
2. Обоснуйте некорректность высказывания «наша звездная система» относительно Галактики.
Последнее задание переводит в плоскость содержания урока. Учитывая, что тема представлена на заключительном этапе изучения астрономии, важно организовать ведущие формы деятельности учащихся: участие в проблемной беседе, направляемой учителем, и самостоятельная деятельность по ознакомлению с предметным содержанием. Используя задание 2, представленное выше, учащиеся вовлекаются в обсуждение следующей проблемы: какие объекты, за исключением уже изученных (звезды; планетные системы, их окружающие; малые тела), существуют в межзвездном пространстве. С учетом имеющегося у учащихся запаса знаний и умений в процессе обсуждения важно сделать следующие акценты.
1. Межзвездная среда, помимо звезд, включает межзвездный газ, пыль, космические лучи, магнитные поля, излучение различных диапазонов.
2. Составляющие Галактики, обладающие массой, участвуют в гравитационном взаимодействии.
3. Методы исследования состава межзвездной среды включают наблюдение данных объектов визуальными методами (с использованием телескопов, работающих в видимом диапазоне, а также телескопов, основанных на исследовании других диапазонов излучения), методом спектроскопического анализа, методом моделирования.
После выявления актуальных знаний учащихся важно сформулировать проблемные вопросы, на которые в ходе урока необходимо будет ответить:
1. Насколько равномерно распределено межзвездное вещество в пространстве?
2. Как межзвездное вещество связано с процессом звездообразования и как влияет на него?
3. Как взаимодействует межзвездное вещество со звездным «населением» и их излучением?
Далее учащимся предлагается самостоятельная работа по материалу учебника (§ 25.3, 28).