Астрономия. 11 класс. Практические работы и тематические задания, рабочая тетрадь. Галузо И.В., Голубев В.А., Шимбалев А.А.

Астрономия. 11 класс. Практические работы и тематические задания, рабочая тетрадь. В данном пособии в соответствии с программой курса астрономии представлена поурочная подборка заданий, которые учащиеся могут выполнять на уроке под руководством учителя или в виде самостоятельной работы, а также дома. Более сложные задания отмечены «звездочкой», их можно выполнять при углубленном изучении астрономии, на кружковых и внеклассных занятиях. Предназначено для учащихся учреждений общего среднего образования, может быть также использовано при изучении астрономии в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.

Астрономия. 11 класс. Практические работы и тематические задания, рабочая тетрадь. Галузо И.В., Голубев В.А., Шимбалев А.А.

Описание учебника

ЗАДАНИЕ 3. Изучение суточного вращения звездного неба.
3.1. В начале наблюдении отметьте одну из ярких звезд в западной части звездного неба и одну из звезд в восточной части неба.
Указание: положение звезд отмечайте относительно каких-либо ориентиров на Земле или используйте для этого угломерные инструменты.
3.2. Примерно через час отметьте изменения положения определенных вами звезд на небе.
3.3. На рисунке 1.6 укажите первоначальное и конечное положения звезд.
Рис. 1.6. Изменение положения звезд
3.4. Сделайте выводы, указав направление вращения небесной сферы, и дайте объяснение наблюдаемому явлению.
Выводы._
3.5. Суточное вращение небесной сферы позволяет определять время. Мысленно представьте себе гигантский циферблат с центром в Полярной звезде и цифрой 6 внизу (над точкой севера). Часовая стрелка в таких часах проходит от Полярной звезды через две крайние звезды «ковша» Большой Медведицы (рис. 1.7). Обращаясь со скоростью 15° в час, «стрелка» совершает полный оборот вокруг полюса мира ровно за сутки. Движение «стрелки» происходит в направлении, обратном движению стрелки обычных часов. Один «небесный час» равен двум обычным часам. Для определения времени необходимо:
а) отсчитать показание «стрелки» на небесном циферблате (в нашем случае оно равно семи часам);
б) определить номер месяца от начала года с десятыми долями месяца (три дня составляют десятую долю месяца);
в) полученное число сложить с показанием небесной «стрелки» и удвоить (например, для 18 сентября получим:
(9,6 + 7) 2 = 33,2);
г) вычесть полученный результат из числа 55,3: (55,3 — 33,2 = = 22,1 ч, т. е. 22 ч 6 мин).
Указания.
• Постоянное число 55,3 специально просчитано для Полярной звезды и двух звезд Большой Медведицы. Если в качестве «стрелки» выбраны другие звезды околополярной области, то этот коэффициент будет другим.
• В летние месяцы к полученному значению времени необходимо прибавить один час с учетом перехода на летнее время.
• Если в результате расчета времени получилось число, большее 24. то из него надо вычесть 24.
Определите время по звездным «часам». Запишите полученный результат.
Полярная 2 звезда
1.7. Звездные «часы»
ЗАДАНИЕ 4. Определение примерной географической широты места наблюдения по Полярной звезде.
4.1. С помощью самодельного высотомера, состоящего из транспортира с отвесом (рис. 1.8), определите высоту h Полярной звезды.
4.2. Так как Полярная звезда отстоит от полюса мира на 1°, географическая широта местности ф может быть определена по формуле ф = Г).
Рис. 1.8. Высотомер
4.3. Сделайте выводы, дав обоснование возможности определения географической широты местности рассмотренным методом. Сравните полученное значение ф с данными географической карты.
Выводы:
ЗАДАНИЕ 5. Наблюдение планет.
5.1. По астрономическому календарю на дату наблюдения определите координаты видимых в данное время планет. По подвижной карте звездного неба определите сторону горизонта и созвездия, в котором находятся объекты. Данные занесите в таблицу.
5.2. Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Указания.
• Наблюдения планет следует начинать с западной стороны неба.
• При наблюдении Венеры зарисуйте ее фазу.
• Для Марса отметьте цвет и при благоприятных условиях во время великих противостояний зарисуйте очертание полярных шапок.
• На диске Юпитера зарисуйте наблюдаемые темные полосы и расположение наблюдаемых спутников относительно планеты (расстояние от планеты и размеры спутников соотнесите с размерами Юпитера).
• Сатурн зарисуйте с кольцом. Диаметр кольца соотнесите с диаметром планеты. Покажите наклон кольца. На рисунке отметьте положение спутника Титан, если он будет виден.
5.4. Сделайте выводы, указав, как отличить планеты от звезд при наблюдении, почему не все планеты были доступны для наблюдения в данную дату и время, дайте описание отдельных участков объектов, наблюдаемых при сильном увеличении.

Предложения интернет-магазинов