Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков к уч. Воронцова-Вельяминова Б.А.

В пособии представлены технологические карты уроков по астрономии для 11 классов, составленные на основе ФГОС среднего общего образования и ориентированные на работу с учебником Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута «Астрономия. 11 класс. Базовый уровень» (М.: Дрофа, 2018). Предложенные разработки позволят творчески работающему учителю выстроить собственное видение урока астрономии на основе использования проблемных, поисковых и практических методов, отразить тот или иной инновационный педагогический подход, помогут определить объем освоения учебного материала и уровень владения компетенциями, сформированность универсальных учебных действий.

Введение 3
Урок 10. Законы движения планет Солнечной системы 34
Урок 11. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе 37
Урок 12. Практическая работа с планом Солнечной системы 41
Урок 13. Открытие и применение закона всемирного тяготения 43
Урок 14. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе 47
Природа тел Солнечной системы 51
Урок 15. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение 51
Урок 16. Земля и Луна-двойная планета 54
Урок 17. Две группы планет 56
Урок 18. Природа планет земной группы 60
Урок 19. Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?» 63
Урок 20. Планеты-гиганты, их спутники и кольца 67
Урок 21. Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) 69
Урок 22. Метеоры, болиды, метеориты 73
Какие новые факты вы узнали о планетах-гигантах? — Почему к ним неприменимо понятие «рельеф планеты»? — На какие две подгруппы можно разделить планеты-гиганты? — Какие характеристики планет-гигантов объединяют их с Землей? — Какие характеристики планет-гигантов в наибольшей мере отличают их от природы Земли? — Какие спутники каких планет обладают наиболее уникальными, с вашей точки зрения, характеристиками? Какие спутники наиболее схожи с Луной? — Как современная теория образования Солнечной системы подтверждается существованием колец у планет-гигантов? Отвечают на вопросы, высказывая собственное мнение, указывают на отсутствие твердой поверхности, на возможность выделения подгрупп газовых гигантов и ледяных гигантов. Саморефлексия деятельности на уроке
Указывают на наличие магнитных полей, атмосфер. Подчеркивают высокую скорость вращения
VII. Домашнее задание § 19 учебника. Темы докладов (по желанию): «История открытия Плутона»; «Поиски пятой планеты от Солнца: открытие первых астероидов»; «Изучение комет» Записывают домашнее задание
Урок 21. МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (АСТЕРОИДЫ, КАРЛИКОВЫЕ ПЛАНЕТЫ И КОМЕТЫ)
Тип урока: «открытие» нового знания
Задачи: изучить характеристики малых тел Солнечной системы (астероидов, комет, карликовых планет), основы классификации тел в астрономии
Планируемые результаты _
Предметные: научатся определять понятия «планета», «малая планета», «астероид»; описывать внешний вид и строение астероидов и комет;
Метапредметные:
• познавательные — интерпретировать информацию об астероидно-кометной опасности; классифицировать малые тела Солнечной системы;
Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы, представлять собственное мнение об астероидно-
Окончание табл.
вать малые тела Солнечной системы, объяснять процессы, происходящие в комете при изменении ее расстояния от Солнца, анализировать орбиты комет • регулятивные — соотносить возможные последствия столкновения Земли и других малых тел Солнечной системы, анализируя характер пересечения орбит; • коммуникативные — выражать логически верные обоснованные высказывания кометной опасности; проявлять уважительное отношение к мнению оппонента, высказывать личностное отношение к научной грамотности, деятельности К. Томбо
I. Организационно-мотива-ционный этап Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. — Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о природе планет-гигантов, удивительной системе их колец и спутников. В фрагменте, который вы сейчас услышите, содержится описание того, что мы могли бы наблюдать при путешествии на одну из планет-гигантов: «Если бы небо было ясным, Солнце сияло бы на нем диском, в 25 раз меньшим по площади, чем на земном небе. Короткий пятичасовой день быстро сменяется ночью. Мы ищем знакомые планеты, но Меркурий совершенно теряется в лучах Солнца, а Венеру и Землю можно наблюдать в телескоп только в сумерках. Зато Сатурн соперничает по яркости с Сириусом». О какой планете идет речь? Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают свое мнение, приводя обоснования Построение логичных устных высказываний
IV. Открытие нового знания учащимися — Рассматривая планеты Солнечной системы и характеризуя их, мы использовали план. Предложите основные составляющие последовательности действий, которые мы должны выполнить для ознакомления с особенностями малых тел Солнечной системы. Сопровождает выполнение учащимися самостоятельной работы с представлением результатов в виде таблицы Выдвигают предположения. В совместной беседе с учителем приходят к выводу о необходимости выполнения следующих этапов: 1. Формулировка понятия (астероид, карликовая планета, комета). 2.