Большая энциклопедия астрономии. Сост. Феоктистов Л.А.

Большая энциклопедия астрономии. В книге рассказывается о науке астрономии и её достижениях с древнейших времен до наших дней. Даны важнейшие сведения о Солнечной системе, звёздах, галактиках и других объектах Вселенной. Показаны современные методы космических наблюдений и исследований. Доступным языком объясняется смысл сложных явлений и терминов. Красочные иллюстрации сделают чтение более увлекательным, указатель поможет быстро найти нужную информацию. Книга предназначена для школьников, их родителей и всех интересующихся астрономией.

Большая энциклопедия астрономии. Сост. Феоктистов Л.А.

ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ
Всеволновая астрономия 26
Радиоастрономия 28
Освоение космоса 30
Жизнь во Вселенной 34
ЧТО МОЖНО ВИДЕТЬ НА НЕБЕ?
Звезды и светила 40
Созвездия 42
Звездное небо разных сезонов 46
Зодиак 54
Небесные координаты 58
Солнце и Солнечная система
Характеристики Плутона очень похожи на характеристики других небесных тел из пояса Койпера, которые вращаются вокруг Солнца, находясь за орбитой Нептуна. Это в основном ледяные глыбы, а также основательно «подмороженные» астероиды и карликовые планеты — строительный «мусор», оставшийся со времен образования Солнечной системы и оттесненный на ее задворки. Плутон — лишь первый из обнаруженных объектов этого пояса, хотя и один из самых крупных.
Карликовые планеты
Среди астрономов крепло убеждение, что «чистое небо» за орбитой Нептуна отнюдь не так уж и «чисто»: там находится пояс из еще не открытых небесных тел. Первый транс-нептуновый объект был открыт в 1992 г. Сразу последовал вопрос — причислять ли его к планетам? В марте 1993 г. было обнаружено второе небесное тело, к 1996 г. их количество возросло до 32, а на сегодня открыто около тысячи транснептуновых объектов!
Эти объекты образуют пояс, известный как пояс Койпера. Оказалось, что по меньшей мере одна из новых планеток — Эрида обогнала Плутон и по размеру, и по массе. Астрономы встали перед выбором: либо увеличивать список планет Солнечной системы (неизвестно на сколько), либо «пожертвовать» Плутоном. Выбор был сделан. Для Плутона и других подобных ему планеток ввели особый класс карликовых планет. На сегодня в нем пять объектов, среди них — бывший самый крупный астероид Церера.
Малые тела Солнечной системы
Основная часть массы Солнечной системы (99,87 %) сосредоточена в ее центральном теле — Солнце. В состав Солнечной системы кроме Солнца, разных планет и их спутников входят так называемые малые тела — кометы, астероиды и еще более мелкие метеорные тела. Некоторые из них сталкиваются с Землей, создавая обмен веществом между нашей планетой и космическим пространством. Комплекс малых тел — важная часть Солнечной системы, связанная общностью происхождения.
Ежегодный метеорный поток Леониды
Классы малых тел
Именно Солнце обеспечивает единство всей системы, поскольку другие тела движутся по своим орбитам в поле его тяготения. Среди этих тел — восемь больших планет, почти у всех планет есть спутники. Однако существуют и более мелкие тела, которые испытывают тяготение Солнца и не могут покинуть его окрестности.
Это прежде всего малые планеты — астероиды. Осколки раздробившихся при столкновении астероидов иногда падают на Землю — это метеориты. Ввиду малых размеров ни один астероид нельзя увидеть невооруженным глазом. Другой класс ма-
-р Смоделированное на компьютере ‘ столкновение огромного метеорита с Землей
лых тел — кометы — также имеет незначительные массы, но их вещество может быть распределено по очень большому объему, и поэтому они иногда наблюдаются на небе в виде весьма протяженных объектов. Мелкие космические частицы порождают явление «падающих звезд», или метеоров, — это тоже часть комплекса малых тел Солнечной системы. Определенная доля вещества метеоров генетически связана с кометами. В Солнечной системе имеются частицы еще мельче, речь идет о межпланетной пыли. Число межпланетных пылинок огромно, но общая их масса в миллиард раз меньше массы Земли!
Встречи с Землей
Небольших тел в Солнечной системе так много, что наша планета систематически сталкивается с некоторыми из них. Атмосфера надежно прикрывает поверхность Земли от воздействия самых мелких тел: метеорные частицы полностью сгорают в ней, и даже более крупные частицы, порождающие метеориты, целиком теряют в атмосфере свою космическую скорость. За редчайшими исключениями их падение не вызывает катастрофических последствий.
Кометы
В отличие от других небесных тел, кометы имеют необычный внешний вид и иные, чем у планет, орбиты. Их часто называют «хвостатыми гостями», ведь некоторые кометы могут наблюдаться только раз в тысячелетие, а то и реже. Тем не менее эти удивительные космические объекты принадлежат нашей Солнечной системе. В древности появления на небе чудовищных светил расценивались как предвестия грядущих несчастий. Отголоски этих суеверий встречаются и в наше время.
Появление кометы — очень яркое зрелище
Орбиты комет
Лишь в конце XVII — начале XVIII в., во времена Ньютона и Галлея, с помощью точных наблюдений были получены достоверные данные о движении комет. До этого даже великий «законодатель неба» Иоганн Кеплер, правильно определивший орбиты планет как эллипсы, считал, что кометы движутся по прямолинейным путям.
На самом деле оказало