Биология. 6 класс. Пратов У., Тухтаев А.С., Азимова Ф.У.

Биология. 6 класс. Учебник для 6 класса школ общего среднего образования с русским языком обучения. Глава I. Общее знакомство с растительным миром. § 1. Ботаника — наука о растениях. § 2. Общее знакомство с цветковыми растениями. § 3. Жизненные формы растений. Глава II. Клетка — основа жизни. § 4. Строение растительной клетки. § 5. Жизнедеятельность клетки….

Биология. 6 класс. Пратов У., Тухтаев А.С., Азимова Ф.У.

Описание учебника

ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ
§ 1. БОТАНИКА — НАУКА О РАСТЕНИЯХ
Невозможно представить себе прекрасную природу без разнообразного растительного мира. Растения на Земле распространены очень широко. Они растут в различных природно-климатических условиях: и в безводных пустынях, и на склонах высоких гор. В природе немало растений, произрастающих в морях, реках, озерах, каналах и болотах. Они приспосабливались к таким условиям жизни в течение многих веков. Установлено, что на Земле произрастает более 500 000 видов растений. Растительный мир Узбекистана насчитывает около 4500 видов растений.
Один из разделов биологии — наука ботаника — изучает внешнее и внутреннее строение растений, распространение, связь с природой, жизненные процессы, происходящие при росте и развитии растений: питание, испарение, процессы фотосинтеза, а также происхождение закономерности распространения растений на земной поверхности, их систематику на основе определенных признаков, разумное использование и способы охраны и защиты. Слово «ботаника» происходит от греческого botane и означает зелень, трава, растение.
Основные разделы ботаники. Ботаника включает в себя несколько разделов, тесно взаимосвязанных между собой. Морфология растений изучает внешнее строение органов растений. Анатомия растений изучает внутреннее строение, физиологию растений и жизненные процессы, происходящие в органах растений: дыхание, фотосинтез, усвоение минеральных веществ, испарение. Приведение в единый порядок, в определенную систему растений по степени родства, близости и сходства общих признаков называется систематикой растений. Эмбриология растений занимается изучением строения органов размножения и процессов, связанных с размножением. Отдел науки, изучающей закономерности распространения растений на Земном шаре, называется геоботаникой. Экология как наука занимается вопросами закономерностей взаимодействия растений с окружающей средой и воздействия внешних факторов на растения. Палеоботаника изучает ископаемые растения. Кроме вышеописанных разделов существуют еще разделы, исследующие отдельные группы растений. Так, альгология изучает строение, жизнедеятельность и распространение водорослей, бриология — мхов (моховых растений), лихенология — лишайников.
Растения — живые организмы. Растения, как и все живые организмы, состоят из клеток. Растения питаются, дышат, подвергаются воздействию среды, растут, развиваются и размножаются.
Растения имеют большое значение. Живую природу невозможно представить без растений. Зеленые растения в процессе фотосинтеза образуют органические вещества, которые являются для живых организмов источником питания. В процессе фотосинтеза выделяется кислород, необходимый для питания живых организмов. Растения обогащают воздух кислородом и поглощают углекислый газ. Растения повышают плодородие почвы, защищают ее от разрушения, а также участвуют в процессе почвообразования. Большая часть видов растений, таких как полынь, верблюжья колючка, люцерна, изень, кейреук, саксаул, ячмень, клевер, зойник и другие, является хорошим питательным кормом для скота и животных.
Растения в жизни человека играют неоценимую роль. Из них изготавливают продукты питания, одежду, строительные материалы, предметы домашнего обихода, бумагу, лекарственные препараты и др.

§ 2. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ
Цветковые растения на Земле составляют более 250 тысяч видов. Каждое из этих растений отличается своими, особыми признаками. Цветковые растения цветут и плодоносят на протяжении всей своей жизни. Они состоят из корней, стеблей, листьев, цветков, плодов и семян (рис. 2).
У каждого вида растений есть отличительные свойства, присущие только ему. Можно привести много примеров, подтверждающих разнообразие растительного мира. Например, сейшельские пальмы плодоносят один раз в 10 лет, и вес каждого ореха достигает 25 кг; мексиканские кактусы вмещают в себя воду до 200 литров; драконовы деревья, растущие на Канарских островах, достигают 6000-летнего возраста; цветы раффлезии с острова Суматра достигают 1 метра в диаметре и др. Такие диковины встречаются и среди растений нашего края. Например, в песчаных барханах под палящим солнцем растут с мелкими шиловидными чешуйками вместо листьев саксаул и кандым; встречаются кувшинки, у которых стебли находятся глубоко под водой, а цветы распускаются на поверхности воды, насекомоядное растение — альдрованда пузырчатая; трудно отвести глаза от красного тюльпана, величественного пиона, рябчика, гвоздики и других. Редкостные дары природы — орех, фисташка, миндаль, хурма, жемчужины целительной медицины — облепиха, гармала (исирик), шиповник, водяной перец и другие — прекрасные представители нашего растительного мира.

Предложения интернет-магазинов