Планеты и созвездия. Большая иллюстрированная энциклопедия. Раделов С.Ю.

Планеты и созвездия. Большая иллюстрированная энциклопедия. Она содержит описания всех 88 созвездий: зодиакальных, созвездий северного и южного полушарий небесной сферы. Рассказ о каждом содержит сведения о наиболее ярких звездах и интересных космических объектах созвездия. Приводится подробная информация о всех планетах Солнечной системы. Карты звездного неба, дополненные описаниями расположения созвездий, помогут читателю без труда сориентироваться и найти на ночном небосклоне интересующие его объекты. В книге приводятся сведения, которые будут интересны как начинающим любителям астрономии, так и опытным исследователям звездного неба.

Планеты и созвездия. Большая иллюстрированная энциклопедия. Раделов С.Ю.

Астрономия интересно всем. Объекты, которые оно изучает, всегда сваливаются нам прямо но голову, во многих случаях их легко разглядеть, и это не требует особо сложных и дорогих инструментов. Тем не менее мы начинаем утрачивать привычку наблюдать за небом. В первую очередь из-за городского искусственного освещения, забивающего вид ночного неба.
Эта книга должна послужить стимулом к возрождению интереса человека к небу и небесным телам как для наблюдения, так и для теоретического их осмысления. Она предназначена как тем, кто заинтересовался астрономией впервые, так и тем, кто обладает определенными знаниями в этой области и желает их углубить или обновить. Книга состоит из введения, посвященного роли астрономов-любителей в астрономических исследованиях и роли Интернета в современной астрономии; двух основных частей, разбитых на статьи: первой — «От элементарной частицы до космоса» (она посвящена небесным телам и основным астрономическим понятиям) и второй — полностью посвященной созвездиям.
Первая часть разбита на подразделы. Все начинается с истории астрономии, рассказа о ее истоках и ученых-астрономах, внесших на протяжении многовековой человеческой истории наиболее серьезный вклад в развитие этой науки. Второй подраздел посвящен освоению Вселенной в области теории и практики.
Далее мы совершим путешествие к небесным телам и начнем его с нашей Солнечной системы. Затем выйдем за ее пределы, двинемся сквозь звездные скопления и туманности Млечного Пути, пока не доберемся до границ Вселенной, пролетая среди таинственных волшебных небесных тел, таких как квазар. Последний подраздел первой части касается некоторых понятий астрофизики, которые позволяют еще глубже раскрыть темы, представленные в предыдущих подразделах. Каждая статья снабжена ссылками на другие статьи для лучшего осмысления всех материалов.
Вторая часть книги, посвященная созвездиям, включает 74 карты участков звездного неба. На них представлено 88 созвездий, на которые условно делится небесная сфера. Некоторые из них, небольшие или не слишком репрезентативные (в первую очередь те из них, которые относятся к южному полушарию), представлены вместе. В статьях указаны основные звезды всех созвездий с их характеристиками, а также незвездные объекты, которые можно наблюдать в области этих созвездий. Каждая статья сопровождается «Паспортом», содержащим, в частности, координаты созвездия.
Откроем для себя небо
Астрономия в нашей жизни
Астрономия часто вызывает у тех. кто соприкасается с ней впервые, священный трепет, обусловленный кажущейся невозможностью понять научные концепции и бесконечность Вселенной. Ее объекты столь велики и далеки в сравнении с привычными нам размерами и расстояниями! Трудно, например, вообразить расстояние, соответствующее одному световому году; знание, что он оавен приблизительно 10 трлн. км не помогает представить эту величину. Это число с оольшим количеством (13!) нулей. С другой стороны, астрономия — наука больших чисел, имеющая объектом исследования все, нас окружающее в самом широком смысле этого слова.
Тем не менее ни одна другая наука в такой степени, как астрономия, не занимается своей популяризацией и не прилагает таких усилий для приобщения любителей к своим тайнам. Причина этого таится в том, что с астрономией связаны важнейшие явления нашей повседневной жизни: смено дня и ночи, времен года, фазы Луны — эти астрономические явления известны всем. Кроме того, космос населен всевозможными таинственными (черные дыры) чарующими (туманности) объектами, и это постоянно привлекает внимание широкой общественности.
В каждом небольшом городке есть свой клуб астрономов-любителей, интересующихся Вселенной исключительно из природной любознательности, а не из-за профессиональных обязанностей.
Роль астрономов-любителей
Астрономы-любители прокладывают дорогу как астрономам-профессионалам, так и просто людям любознательным. Но даже у астрономов-любителей существуют разные подходы: от наблюдения за небом просто из эстетических соображений до наблюдений, имеющих большое научное значение.
Очень важная характерная черта астрономии — множество дилетантов, занимающихся ею. Ни одна другая научная дисциплина не позволяет неспециалистам совершать важные открытия и вносить значительный вклад в ее развитие.
В астрономии существуют области, практически исключительно принадлежащие астрономам-любителям: например, открытие сверхновых комет, астероидов или детальное изучение переменных звезд. Это непредвиденные феномены, требующие затрат большого времени для наблюдений, которыми профессиональные астрономы не могут заниматься из-за того, что оборудование для таких исследований очень дорого. Невозможно использовать телескоп высокой технологии, поскольку он слишком дорог для того, чтобы заниматься поиском новых комет, тем более что никто не в силах предвидеть, когда они появятся.
Многочисленные и разбросанные по всем уголкам мира астрономы-любители совместно постоянно наблюдают за всей небесной сферой как в пространственном, так и во временном смысле, что и способствует открытию новых комет. И долгие ночи, проведенные в наблюдении через окуляры телескопа, в полной мере окупаются гордостью от осознания того, что недавно открытая комета названа твоим именем. По сложившейся традиции эти небесные тела получают имя своего открывателя.